«Я переставал читать, прислушиваясь, поглядывая в его хмурое, озабоченное лицо; глаза его, прищурясь, смотрели куда-то через меня, в них светилось грустное, теплое чувство, и я уже знал, что сейчас обычная суровость тает в нем…»
В приведенном здесь отрывке советский классик Максим Горький рассказывает о своих отношениях с дедом и бабушкой. Он вспоминает вечера, когда дед болел, оттого «был необычно кроток и непохож на себя». Именно в эти дни дедушка стал учить ребенка читать: «Валяй, Лексей!» Человеком дед был, судя по описанию, суровым и жестким.
Воспитывал он своих детей и внуков строго, спуску не давал. Например, старик за какую-то провинность не выпускал Алешку гулять.
Я сочувствую мальчику, который печально смотрел на улицу из окошка. Но я также такое воспитание уважаю, потому что так растят сильных, прямодушных и трудолюбивых людей. Дед сразу видел в чтении ошибку и, как говорится, «тыкал носом».
Если ему что-то не нравилось, он говорил об этом честно, а честность я считаю немалым достоинством для любой личности. Горячая ярость деда заражала мальчика, он старался, разбирал буквы и тоже кричал во все горло, запоминая их.
Когда читать надоедало, мальчишка упрашивал деда: «Расскажите». Бабушка тоже переводила внимание деда на воспоминания. Старик рассказывал бывальщины, потому что сказок, наверное, почему-то не признавал.
Думаю, он просто хотел, чтобы внук побольше узнал от него о реальной жизни, покуда сам дед еще на этом свете.
Добрые воспоминания о молодости вызывали в душе сурового мужчины тепло, даже искорки нежности. Предположу, что оттого и таяла дедовская суровость, теплота прогоняла хмурь и озабоченность с лица его: «голоса их и речи звучат так негромко и так ладно, что иногда кажется, будто они песню поют…»
Дайджест:
- Сочинение-рассуждение ОГЭ «Когда я прощался с ним, у меня нестерпимо заныло сердце…» по отрывку из «Детства» М. Горького«Когда я прощался с ним, у меня нестерпимо заныло сердце: &;;#61485; Отчего не любит тебя никто? Он обнял меня, прижал к себе и ответил, подмигнув: &;;#61485; Чужой — понимаешь? Вот за это самое. Не такой» В свою книгу «Детство» Максим Горький включил эпизод о квартиранте по прозвищу Хорошее Дело, что жил в доме, когда писатель ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение ОГЭ сборник Н. Нефедовой вариант 4 задание 15.2«Зачем же ты опять напачкал? — сердито спросил хозяин. Я объяснил ему, что без людей — скучно очень…!» В отрывке из романа Максима Горького «Детство» автор рассказывает историю собственного учения в детстве у чертежника. Первого урока юный ученик добился с трудом: хозяева до того использовали его как слугу. Получив задание сделать ровный чертеж, Алешка не ... Читать далее...
- ОГЭ на тему «Что такое память?» сборник 2016 Н. Нефедовой, вариант 1, задание 15.3Память — это свойство человека сохранять былое. Такое определение лично я могу дать памяти. Сохранять — означает сберегать, ощущать и вызывать картины прошлого и чувства прошлого в своей голове. Память — это, образно говоря языком современных компьютерщиков, свободный доступ к своему прошлому. Часто мы сталкиваемся с тем, что память отказывает нам. «Многое из того, что ... Читать далее...
- Отзыв, сочинение о драме Максима Горького На днеС произведением Горького я познакомилась в 11 классе на уроке литературы. Драма сразу же заинтересовала меня, поэтому была прочитана мною на одном дыхании. В центре всего произведения люди, опустившиеся на дно жизни, которые попадают в ночлежку. Это последнее и единственное пристанище для них. В ночлежке проживают все слои общества. Возраст ночлежников различный — здесь находятся ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение ОГЭ Н. Нефедова 2016, вариант 2, задание 15.2«Весь пожар видел, с начала?… Бабушка-то, а? Старуха ведь?….Бита, ломана….То-то же…» Часто мы встречаем в жизни таких пожилых людей, которым хочется низко поклониться, замерев от уважения и восхищения. Эти люди не обращают внимания на возрастные болячки и упадок сил. Они дышат радостью жизни, огонь перемен горит в их глазах. Такие старики и старухи двигаются бодро. ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тексту 4.5 Открытого банка заданий. Вариант 2Что такое драгоценная книга? Книги — это вечный источник знаний. Книги всегда находятся рядом с нами. Когда мы появляемся на свет, мама читает нам сказки перед сном, и мы засыпаем. После мы уже сами учимся познавать мир, читая, и помогает нам научиться читать азбука. Затем мы читаем приключенческие книги, рассказы, романы. Мы иногда даже не ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение ОГЭ «Что такое дружба?» по «Детству» М. ГорькогоДружба — это взаимная симпатия, теплота друг к другу, готовность поделиться чем-то полезным и ценным, помочь в трудную минуту. Лично я даю понятию дружбы между людьми именно такое определение. Максим Горький в романе «Детство» рассказал об одном из первых своих друзей. Мальчишкой он искренне полюбил жильца, который жил у них на квартире. Это был человек ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тесту 35 сборника тестов И. П. Цыбулько. Вариант 2Как вы понимаете значение слова ПРИРОДА? Природа сотворила человека, дала ему жизнь, все материальные и духовные ценности. Наши предки поклонялись природным стихиям, а мы в этом сумасшедшем ритме жизни совершенно не обращаем внимания на прекрасные пейзажи, явления природы. Мы возвели небоскребы и больше не хотим впускать природу в нашу жизнь. Обратимся к примеру из текста ... Читать далее...
- Краткое содержание «Детства» Горького1913 год, Нижний Новгород. Повествование ведется от имени мальчика Алеши Пешкова. I Мое первое воспоминание — смерть отца. Я не понимал, что отца больше нет, но в память мне врезался плач матери Варвары. Перед этим я сильно болел, и к нам приехала бабушка Акулина Ивановна Каширина, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом». ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение на тему «Мои университеты» ГорькогоКаждый в своей жизни проходит определенный этап, во время которого формируется основа личности человека, его принципы, моральные ориентиры и общественно-политические взгляды. Бесспорно, в течение всей жизни они периодически претерпевают некоторые изменения, но основа, их сформировавшая, остается незыблемой. В своем автобиографическом произведении «Мои университеты» Максим Горький делает акцент на обстоятельства и причины становления его взглядов. Молодой ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тексту 5.10 Открытого банка заданий. Вариант 2Что такое дружба? Дружба — это отношения людей, в основе которых лежит способность помогать и выручать в трудных жизненных ситуациях. Другу можно доверить тайну, он даст тебе совет, в котором ты в нем нуждаешься. Друзей объединяют общие интересы. Проиллюстрировать данный тезис мы можем на примере текста С. А. Лубенец. Венька не имел друзей, поэтому понимал, ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тесту 33 сборника тестов И. П. Цыбулько. Вариант 2Как Вы понимаете значение слова ПРИРОДА? Природа — это весь мир в многообразии его форм. Для большинства людей из больших городов природа — это их домашние любимцы. Мне кажется, что почти у всех есть питомцы, и это замечательно. Но, к сожалению, очень многие забывают о том, что животные — живые, что они тоже чувствуют. Очень ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 17 сборника тестов И. П. Цыбулько. Вариант 8«Как! Педагог! Я утверждаю! Что! Лучше! Не искать! — И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: — А то разочаруешься. Станешь еще более… одинок», — эти слова произносит начальница детского дома. В чем же заключается смысл этой фразы? Эти слова адресованы мальчику Николаю, который приехал в «Городской дом ребенка», чтобы найти свою маму — человека, ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тексту 10.1 Открытого банка заданий. Вариант 2Что такое неуверенность в себе? По моему мнению, неуверенность — это сомнение в своих физических и духовных силах, отсутствие веры в себя, а также низкая самооценка. Мне кажется, неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение, поэтому ему приходится принимать решения, полагаясь на советы других людей, не принимая в учет собственную ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тесту 1.3 Открытого банка заданий. Вариант 2Что такое внутренний мир человека? Внутренний мир — это вся наша сознательная духовная жизнь, источник нравственной энергии. Внутренний мир включает в себя мировоззрение, познание, чувства и эмоции — все то, что помогает человеку самосовершенствоваться. Каждый человек имеет свой уникальный мир. Этот мир формируется благодаря познанию окружающего мира и тем чувствам и эмоциям, которые испытывает человек. ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тексту 1.2 Открытого банка заданий. Вариант 2Что такое внутренний мир человека? Внутренний мир личности — это совокупность чувств, эмоций, мыслей. Внутренний мир любого человека покрыт завесой тайны, под которой скрываются самые потаенные желания человека. Он не стремится открывать его окружающим людям, напротив, надежно скрывая его, не терпит вмешательства в свой мир. Мир, в котором только он является хозяином. Приведу аргумент из ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тесту 21 сборника тестов И. П. Цыбулько. Вариант 2Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ человек. ? Какого человека можно считать сильным? В моем понимании, сильный человек — это тот, кто не обидит слабого, кто не опускает руки, даже если ситуация кажется безвыходной. Сильный — это человек, который старается добиться всего сам и может идти наперекор своим принципам или привычкам. В тексте В Осеевой ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тексту 4.1 Открытого банка заданий. Вариант 3Что такое драгоценные книги? Что такое драгоценные книги? Я считаю, что прилагательное «драгоценные» имеет значение «нужные», «важные». Такие книги являются другом и советчиком человека, завораживают его, делают участником событий, описанных на их страницах. Они объединяют прошлое, настоящее и будущее. Чтобы доказать данный тезис, обратимся к тексту А. А. Лиханова и жизненному опыту. В произведении Альберта ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тексту 1.4 Открытого банка заданий. Вариант 2Что такое внутренний мир человека? Что такое внутренний мир человека? Думаю, прежде всего, это его душа. Но нельзя забывать и познании окружающего мира, потому что человек всегда испытывает потребность в знаниях об окружающем мире, о самом себе, он всегда ищет смысл жизни, свое предназначение. Нельзя забывать и об эмоциях, с помощью которых человек выражает радость, ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тексту 4.4 Открытого банка заданий. Вариант 2Что такое драгоценные книги? Драгоценные книги — это те книги, которые особенно дороги нам за свое содержание и смыл, вложенный в, казалось бы, простые строки. Такие произведения всегда влияют на наши будущие поступки, на формирование наших нравственных ценностей и характера. Книг, способных затронуть тончайшие струны нашей души, очень много, нужно лишь уметь слушать ту прекрасную ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тесту 7 сборника тестов И. П. Цыбулько. Вариант 2Добро — это то, на чем держится мир. Оно в человеке или есть, или нет. Рождается на свет вместе с ним. У доброго человека есть какая-то внутренняя потребность помогать другим, он своей добротой и любовью хочет охватить весь мир. Ему неважно, как его добро обернется: за или против него. Этому человеку важно творить добро. Ему ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тексту 9.2 Открытого банка заданий. Вариант 2Что такое настоящее искусство? Настоящее искусство — это изображение действительности в художественных образах, образное осмысление действительности, часть духовной культуры, источник познания мира, процесс выражения внутреннего мира человека в образе. Это учебник жизни, стремление человека к совершенству. В тексте К. Г. Паустовского говорится о живописи, о картинах известного художника Пожалостина, об их влиянии на человека. В ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 11 сборника тестов И. П. Цыбулько. Вариант 2Канадский писатель Эрнест Сетон-Томпсон пишет: «Ступай, без страха броди по лесистым холмам — никогда более не стану я преследовать тебя. Чем больше я узнаю жизнь, тем ближе становишься ты мне, и я не могу смотреть на тебя как на добычу». В чем же заключается смысл этих строк? Я понимаю эти слова так. Охотник, встретившись с ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тексту 3.1 Открытого банка заданий. Вариант 3Что такое доброта? Доброта — это незаменимое качество человека, которое ни с чем не может сравниться и нужно абсолютно всем людям. К сожалению, в наше время, его категорически не хватает, а иногда про него и вовсе забывают. Чтобы доказать данный тезис, обратимся к тексту Э. Ю. Шима и жизненному опыту. В произведении автора можно найти ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 17 сборника тестов И. П. Цыбулько. Вариант 4Как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Как! Педагог! Я утверждаю! Что! Лучше! Не искать! — И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: — А то разочаруешься. Станешь еще более… одинок». Героиня фрагмента повести А. Лиханова, начальница «Городского Дома ребенка», заявляет парнишке, пришедшему найти хоть что-то о своих родителях, о своей матери: «Как! Педагог! Я утверждаю! ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 17 сборника тестов И. П. Цыбулько. Вариант 7«Как! Педагог! Я утверждаю! Что! Лучше! Не искать! — И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: — А то разочаруешься. Станешь еще более… одинок», — эти слова произносит начальница детского дома. В чем заключается их смысл? Я думаю, что она говорит эти слова Николаю, который ищет маму, потому что считает, что так ему будет лучше. ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 26 сборника тестов И. П. Цыбулько. Вариант 2Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Лишь теперь я вдруг узнал, понял всей душой: вечное присутствие поэзии — в самых простых вещах, мимо которых я проходил раньше, не подозревая, что они в любой миг могут превратиться в произведение искусства, стоит только внимательно в них всмотреться». Валентин Катаев заканчивает текст такими словами: «Лишь теперь я ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тексту 4.2 Открытого банка заданий. Вариант 2Что такое драгоценные книги? Драгоценные книги — это те книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение, укрепляют фундамент духовной жизни человека. По моему мнению, драгоценные книги — это дорогие нашему сердцу сокровища литературы, произведения, благодаря которым мы получаем нравственные уроки жизни. Так, в прочитанном тексте герой-рассказчик вспоминает ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тесту 6.2 Открытого банка заданий. Вариант 3Что такое жизненные ценности? Чаще всего на вопрос, что такое жизненные ценности отвечают, что это деньги, предметы роскоши, забывая о нравственных ценностях. Однако именно нравственные ценности важнее всего, потому что семью, дружбу, любовь, совесть, патриотизм нельзя купить ни за какие деньги. На мой взгляд, одной из самых главных, самых важных нравственных ценностей является любовь — ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тексту 13 Открытого банка заданий. Вариант 2Что такое ВЗАИМОВЫРУЧКА? Взаимовыручка, по-моему, это обоюдная помощь, поддержка друг друга в трудную минуту. Сотворенное человеком добро может возвращаться к нему и не сразу. Может случиться так, что тот, кому помогли, отплатит тем же через день, месяц, год, но когда-нибудь это обязательно произойдет, в этом заключается суть взаимовыручки. В качестве первого аргумента, подтверждающего мою точку ... Читать далее...
Сочинение-рассуждение по отрывку из «Детства» Максима Горького ОГЭ Н. Нефедовой 15.2, вариант 1