Сочинение: Тема Петра в творчестве А. Толстого
Тема Петра в творчестве А. Толстого. Петровская эпоха волновала писателя более тридцати лет. «На Петра Первого я нацеливался давно… — говорил Толстой. — Я видел все пятна на его камзоле, — но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане».
Стремление разгадать эту тайну было вызвано не только интересом к историческому прошлому России. Не случайно Толстой впервые обратился к теме Петра в период Февральской революции, а над романом работал с 1929 по 1945 гг., т. е. до конца своей жизни. События революции и первых пятилеток,
Углубление в петровскую эпоху помогало писателю осмысливать современную ему действительность, которая была в его представлении созвучной крутым реформам Петра по своему размаху, противоречиям, потерям. Сам А. Толстой не раз говорил о тесной связи работы над петровской темой и раздумий о современности: «Должно быть, скорее инстинктом художника, чем сознательно, я искал в этой теме разгадки русского народа
Взгляд писателя на роль Петра в истории России менялся. В рассказе «День Петра» А. Толстой, следуя традиции символистов Д. Мережковского и А. Белого, изображавших Петра царем-антихристом, утверждал бесплодность петровских преобразований, невозможность путем резкого перелома изменить ход исторических событий. Это видно на примере одного из отрывков: «Лихое, невеселое житье было в Питербурхе. Вздувшаяся река била в бревенчатые набережные; снег и косой дождь наплюхивал целые озера на площадях и улицах…
На черном пожарище выгоревшего в прошлый четверг гостиного двора… торчали четыре виселицы… В грязи, в желтом тумане… возникали каждый день все новые амбары, длинные бараки, гошпитали, частные дома переселяемых бояр…
Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки еще новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами, — народ не знал».
Сравните приведенное описание строительства Петербурга в рассказе и романе «Петр Первый» . Сделайте вывод об авторской позиции и средствах ее выражения в приведенных отрывках.
В пьесе «На дыбе» , Петр, по собственному признанию автора, еще «сильно попахивал Мережковским». Автор подчеркивал трагическое одиночество Петра, передавал мысль об обреченности его дела. Подумайте, как оценивает Толстой итоги деятельности царя в романе «Петр Первый». Одинок ли Петр в этом произведении?
Докажите свою точку зрения.
Начиная со второй половины 20-х годов искусство все чаще обращалось к образам сильных личностей, царей, укреплявших государство, прежде всего Ивана Грозного и Петра. Известно, что этот интерес поощрялся, более того, усиленно направлялся Сталиным, заботившимся о привлекательности образа вождя, самой идеи государственной власти. Отдал дань образу Ивана Грозного и А. Толстой, создав драматическую дилогию об этом царе.
«Социальный заказ» на образ сильной личности, усиление государственной власти воздействовали на сознание художника. Были в творчестве А. Толстого и прямые компромиссы с властью, где преувеличена роль Сталина). Но вряд ли справедливо, как это делает исследователь Е. Добренко, видеть в романе А. Толстого «Петр Первый» слепое следование официальной доктрине и воспринимать произведение как некую декорацию, где за «историческим антуражем» скрывается расстановка сил в сталинском окружении.
Выше мы уже говорили о том, что интерес А. Толстого к личности Петра появился отнюдь не в 20-х — 30-х годах, что художественная концепция петровской эпохи складывалась в творчестве писателя на протяжении многих лет. «Петр Первый» — это не простая иллюстрация к конкретным политическим явлениям, а художественное произведение, которое внесло весомый вклад в развитие исторической прозы и до сих пор не утратило своего эстетического обаяния. В то же время в романе отчетливо проявилось изменение представлений автора об истории, определенное им как «вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистки».
Сочинение: Тема Петра в творчестве А. Толстого