Сочинение: Тема Петра в творчестве А. Толстого

Тема Петра в творчестве А. Толстого. Петровская эпоха вол­новала писателя более тридцати лет. «На Петра Первого я наце­ливался давно… — говорил Толстой. — Я видел все пятна на его камзоле, — но Петр все же торчал загадкой в историческом ту­мане».

Стремление разгадать эту тайну было вызвано не только ин­тересом к историческому прошлому России. Не случайно Тол­стой впервые обратился к теме Петра в период Февральской революции, а над романом работал с 1929 по 1945 гг., т. е. до конца своей жизни. События революции и первых пятилеток,

усиление централизованной власти, война активизировали раз­мышления об уроках истории, о роли личности и народа, вели к художественному исследованию «трагических и творческих эпох» в жизни России.

Углубление в петровскую эпоху помога­ло писателю осмысливать современную ему действительность, которая была в его представлении созвучной крутым реформам Петра по своему размаху, противоречиям, потерям. Сам А. Тол­стой не раз говорил о тесной связи работы над петровской те­мой и раздумий о современности: «Должно быть, скорее ин­стинктом художника, чем сознательно, я искал в этой теме разгадки русского народа

и русской государственности».

Взгляд писателя на роль Петра в истории России менялся. В рассказе «День Петра» А. Толстой, следуя традиции сим­волистов Д. Мережковского и А. Белого, изображавших Петра царем-антихристом, утверждал бесплодность петровских преоб­разований, невозможность путем резкого перелома изменить ход исторических событий. Это видно на примере одного из от­рывков: «Лихое, невеселое житье было в Питербурхе. Вздувша­яся река била в бревенчатые набережные; снег и косой дождь наплюхивал целые озера на площадях и улицах…

На черном по­жарище выгоревшего в прошлый четверг гостиного двора… тор­чали четыре виселицы… В грязи, в желтом тумане… возникали каждый день все новые амбары, длинные бараки, гошпитали, частные дома переселяемых бояр…

Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки еще новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами, — народ не знал».

Сравните приведенное описание строительства Петербурга в рассказе и романе «Петр Первый» . Сделайте вывод об авторской позиции и средствах ее выражения в приведенных отрывках.

В пьесе «На дыбе» , Петр, по собственному призна­нию автора, еще «сильно попахивал Мережковским». Автор подчеркивал трагическое одиночество Петра, передавал мысль об обреченности его дела. Подумайте, как оценивает Толстой итоги деятельности царя в романе «Петр Первый». Одинок ли Петр в этом произведении?

Докажите свою точку зрения.

Начиная со второй половины 20-х годов искусство все чаще обращалось к образам сильных личностей, царей, укреплявших государство, прежде всего Ивана Грозного и Петра. Известно, что этот интерес поощрялся, более того, усиленно направлял­ся Сталиным, заботившимся о привлекательности образа вож­дя, самой идеи государственной власти. Отдал дань образу Ива­на Грозного и А. Толстой, создав драматическую дилогию об этом царе.

«Социальный заказ» на образ сильной личности, усиление государственной власти воздействовали на сознание художника. Были в творчестве А. Толстого и прямые компромиссы с влас­тью, где преувеличена роль Сталина). Но вряд ли справедливо, как это делает исследователь Е. Добренко, видеть в романе А. Толстого «Петр Первый» сле­пое следование официальной доктрине и воспринимать произ­ведение как некую декорацию, где за «историческим антура­жем» скрывается расстановка сил в сталинском окружении.

Выше мы уже говорили о том, что интерес А. Толстого к личности Петра появился отнюдь не в 20-х — 30-х годах, что ху­дожественная концепция петровской эпохи складывалась в твор­честве писателя на протяжении многих лет. «Петр Первый» — это не простая иллюстрация к конкретным политическим явле­ниям, а художественное произведение, которое внесло весомый вклад в развитие исторической прозы и до сих пор не утратило своего эстетического обаяния. В то же время в романе отчетливо проявилось изменение представлений автора об истории, опре­деленное им как «вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистки».




Сочинение: Тема Петра в творчестве А. Толстого