Сочинение: Тема поэта и поэзии — Маяковский

Разгоревшиеся в 20-е годы дискуссии «о месте поэта в рабо­чем строю», о поэтическом языке новой эпохи нашли отражение в стихах Маяковского на традиционную для русской литературы тему поэта и поэзии: «Приказ по армии искусства», «Поэт рабочий», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Мая­ковским летом на даче», «Приказ № 2 армии искусства», «О по­этах», «Юбилейное», «Домой!», «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Послание пролетарским поэтам», «Письмо писателя Владимира

Владимировича Маяковского писа­телю Алексею Максимовичу Горькому», вступление к поэме «Во весь голос». Маяковский — в центре споров между различными литературными группировками, он возглавляет группу Леф. Скажем сразу: «правоверным» лефовцем Маяковский никогда не был. И хотя он отдал в своих выступлениях и стихах дань установкам группы, все же его представления об искусстве не сводимы к программам Лефа и, самое главное, Маяковский был поэтом, переступавшим в своем творчестве через любые ско­вывавшие его правила.

В литературной борьбе 20-х годов он горячо отстаивал ис­кусство боевое, активно участвующее

в коренном переустрой­стве мира. Вот почему права М. Цветаева, писавшая, что выход после прочтения произведений Маяковского один — в действие. «По чертежам / деловито и сухо / строим / завтрашний мир» — так определил поэт задачу нового ис­кусства. Категоричен, не допускает возражений тон его «прика­зов», в которых поэт приравнивается к рабочему, ощущает себя «фабрикой», «советским заводом», выполняющим социальный заказ эпохи.

Эта, по определению Ал. Михайлова, «госплановс­ко-заводская» образность с особой силой будет развита в сти­хотворении «Домой/» Поэт озабочен тем, как отнесется читатель к его стихам, воспримет ли он их серьезно, поймет ли самое главное, искреннее»: … я ж / с небес поэзии / бросаюсь в ком­мунизм,/ потому что / нет мне / без него любви»; «Не хочу,/ чтоб меня, как цветочек с полян,/ рвали / после служебных тя­гот». Из этого протеста и рождается в стихотворении ряд обра­зов, в которых Маяковский воплощает свое представление о деятельном, жизненно необходимом искусстве: «Я хочу,/ чтоб в дебатах / потел Госплан,/мне давая / задания на год», «я хо­чу,/ чтоб к штыку/ приравняли перо» и даже «о работе стихов,/ от Политбюро,/ чтобы делал / доклады Сталин».

Безусловно, можно критиковать Маяковского за эти строки, за следование лефовскому «производственному» отношению к искусству, за прямолинейное подчинение поэзии задачам политики. Но при этом не надо забывать о причинах появления таких полемичес­ки заостренных формулировок.

Кроме того, речь идет о стихотворном тексте, который нельзя прочитывать буквально, без учета его метафорической природы. К примеру, штык, оружие — это традиционная для русской ли­тературы метафора гражданского искусства, которая получит в творчестве Маяковского широкое распространение. «Госплановские» образы — это тоже метафоры, обозначающие жажду действия, уважения к поэтическому труду, признания поэта как равноправного чле­на общества.

Высказывания в лефовском духе, в которых представления об искусстве упрощаются и прямолинейно огрубляются, можно встретить во многих стихах Маяковского. В то же время он всегда внимателен не только к актуальной теме, но и к художественно­му качеству произведений, постоянно высмеивает халтуру в ис­кусстве, как, например, в сатирических строках о неком проле­тарском поэте Степе, у которого в стихах «Коминтерна топот» и «классовый разум», но нет поэзии.

«Поэзия — вся! — езда в незнаемое!» — здесь уже не «произ­водственное задание», а признание тайны искусства, которое «существует — и ни в зуб но­гой!» , «Одного боюсь — /за вас и сам, — / чтоб не обмелели / наши души», — делится тревогой автор в «Послании пролетарским поэтам», стремясь объяснить свою позицию в ли­тературных битвах, призывая к объединению сил: А мне в действительности единственное надо — чтоб больше поэтов хороших и разных.




Сочинение: Тема поэта и поэзии — Маяковский