Сочинение: Тема поэта и поэзии — Маяковский
Разгоревшиеся в 20-е годы дискуссии «о месте поэта в рабочем строю», о поэтическом языке новой эпохи нашли отражение в стихах Маяковского на традиционную для русской литературы тему поэта и поэзии: «Приказ по армии искусства», «Поэт рабочий», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Приказ № 2 армии искусства», «О поэтах», «Юбилейное», «Домой!», «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Послание пролетарским поэтам», «Письмо писателя Владимира
В литературной борьбе 20-х годов он горячо отстаивал искусство боевое, активно участвующее
Эта, по определению Ал. Михайлова, «госплановско-заводская» образность с особой силой будет развита в стихотворении «Домой/» Поэт озабочен тем, как отнесется читатель к его стихам, воспримет ли он их серьезно, поймет ли самое главное, искреннее»: … я ж / с небес поэзии / бросаюсь в коммунизм,/ потому что / нет мне / без него любви»; «Не хочу,/ чтоб меня, как цветочек с полян,/ рвали / после служебных тягот». Из этого протеста и рождается в стихотворении ряд образов, в которых Маяковский воплощает свое представление о деятельном, жизненно необходимом искусстве: «Я хочу,/ чтоб в дебатах / потел Госплан,/мне давая / задания на год», «я хочу,/ чтоб к штыку/ приравняли перо» и даже «о работе стихов,/ от Политбюро,/ чтобы делал / доклады Сталин».
Безусловно, можно критиковать Маяковского за эти строки, за следование лефовскому «производственному» отношению к искусству, за прямолинейное подчинение поэзии задачам политики. Но при этом не надо забывать о причинах появления таких полемически заостренных формулировок.
Кроме того, речь идет о стихотворном тексте, который нельзя прочитывать буквально, без учета его метафорической природы. К примеру, штык, оружие — это традиционная для русской литературы метафора гражданского искусства, которая получит в творчестве Маяковского широкое распространение. «Госплановские» образы — это тоже метафоры, обозначающие жажду действия, уважения к поэтическому труду, признания поэта как равноправного члена общества.
Высказывания в лефовском духе, в которых представления об искусстве упрощаются и прямолинейно огрубляются, можно встретить во многих стихах Маяковского. В то же время он всегда внимателен не только к актуальной теме, но и к художественному качеству произведений, постоянно высмеивает халтуру в искусстве, как, например, в сатирических строках о неком пролетарском поэте Степе, у которого в стихах «Коминтерна топот» и «классовый разум», но нет поэзии.
«Поэзия — вся! — езда в незнаемое!» — здесь уже не «производственное задание», а признание тайны искусства, которое «существует — и ни в зуб ногой!» , «Одного боюсь — /за вас и сам, — / чтоб не обмелели / наши души», — делится тревогой автор в «Послании пролетарским поэтам», стремясь объяснить свою позицию в литературных битвах, призывая к объединению сил: А мне в действительности единственное надо — чтоб больше поэтов хороших и разных.
Сочинение: Тема поэта и поэзии — Маяковский