Сочинение: Темы, идеи и образы цикла рассказов «Темные аллеи»
Темы, идеи и образы цикла рассказов «Темные аллеи».
«Темные аллеи», написанные накануне и в годы Второй мировой войны, — философский и художественный итог многолетнего творчества, итог осмысления прошлого, настоящего и будущего родины, народа.
В «Темных аллеях» художественная мысль писателя сохраняет связь с исторической и бытовой конкретикой. События многих рассказов совершаются «на маленькой станции за Подольском» , «на Арбате рядом с рестораном «Прага» , «весной в Иудее», «в сентябре памятного
В то же время в своих авторских комментариях настойчиво подчеркивает, что все рассказы цикла «выдуманы». Ни прототипов, ни каких-то реальных событий за сюжетами нет и не было. Не является для автора, думается, самоцелью и разнообразие характеров людей, даже женских типов, стоящих обычно в центре.
В портретах своих героинь он настойчиво подчеркивает общие черты. Как начал в заглавном рассказе цикла с героини «темноволосой, чернобровой, …похожей на пожилую цыганку», так и ведет эту важную линию до последних произведений цикла, где эта «восточная» ориентация напрямую воплощается
Писатель много размышляет в «Темных аллеях» о тайнах любви. Она предстает как высшее воплощение и проявление жизни, смысл, цель, содержание человеческого существования на Земле. Но любовью мужчины и женщины не исчерпывается все значение этого великого чувства. «Руся» — название рассказа и имя одной из героинь писателя, который считал «необычайно важным дать герою подходящее имя… Неудачно окрещенный герой одним своим именем способен погубить любое произведение». Художник настойчиво дает героям «Темных аллей» исторически и духовно «ориентированные» имена: Надежда, Руся, Николай Алексеевич, Катерина Николаевна, Муза…
Нередко он совсем отказывается от имени — герои некоторых рассказов он и она.
Особенно насыщен «духовно-исторической» символикой рассказ «Темные аллеи». Он открывается портретом героя, во внешности которого подмечено «сходство с Александром Вторым», одет он в «николаевскую серую шинель» , а имя напоминает о первом наследственном и последнем из царствовавших Романовых. Легко можно по годам рассчитать, что давний роман героев разворачивался в последнее десятилетие перед отменой крепостного права, встречаются же они в 1880-е годы, когда царствовал Александр III.
Писатель заставляет вспомнить чуть ли не всю династию, с которой были связаны судьбы России на протяжении трехсот лет.
Все эти и многочисленные другие детали настойчиво направляют читателя к мыслям о России. Размышляя над судьбой родины, писатель осознает трагизм этой судьбы. Его истоки в расколотости национального мира. Россия народная и Россия государственная, дворянская, «культурная» пережили период «влюбленности», даже «бурный роман» в XIX веке, но так и не пришли друг к другу.
Не поняли, остались во многом чужими. Трагический XX век осознается в итоге как время страдания, но и очищения. Судьба России — это судьба ее народа. Он не безгрешен, пережил страшные испытания.
Бунин убежден, что историческая перспектива у этого народа есть.
Важно отметить, что двусторонним евро-азиатским влиянием характер России, по Бунину, не исчерпывается. Он отмечает и свет православно-христианского Востока, столь существенный для русской судьбы, своего рода духовную сердцевину русского характера. Нравственные цели православия — то наднациональное даже, чему призвана послужить Русь. «Россия! — восклицал писатель. — Кто смеет учить меня любви к ней? Но есть еще нечто, что гораздо больше даже и России и особенно ее материальных интересов.
Это мой Бог и моя душа».
Сочинение: Темы, идеи и образы цикла рассказов «Темные аллеи»