Сочинение: Замысел произведения Мертвые Души

«»Мертвые души» Н. В. Гоголя — удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безна­дежный» .

Замысел произведения был величественен. «Если Бог поможет выполнить мне мою поэму так, как долж­но, то это будет первое мое порядочное творение. Вся Русь отзовется в нем», — писал Гоголь. Он думал о мно­готомном произведении, «где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться». В трех его частях должно было быть последовательно изображено нечто, подоб­ное аду, чистилищу, раю, смерть и постепенное духов­ное возрождение

людей, Руси.

Осуществленной оказа­лась только первая часть замысла.

В соответствии с замыслом велика роль авторско­го начала в поэме. Повествователь не раз берет слово, представляя и оценивая героев с собственной точки зрения, особое возвышенно взволнованное настроение придают отдельным частям произведения лирические отступления. И завершается первый том авторским мо­нологом о Руси, которую он сравнивает с птицей-тройкой.

Конечно, такой возвышенно-патетический финал не вполне согласовывался с картинами человеческо­го падения и унижения, нарисованными в книге, да и везет тройка потерпевшего деловую

неудачу, но пока что и не думающего о раскаянии безнравственного ге­роя. Но ввиду общего замысла финальные вопросы и восклицания: «Русь, куда несешься ты?!..» — должны были образовать эмоциональную связь с положитель­ными, «возрожденческими» идеями, которые писатель все-таки хотел выразить в конце своего произведения.

Жизненные обстоятельства гонят Чичикова по Руси, не позволяя где-либо остановиться и пустить корни, по­тому что зерно еще не готово умереть, чтобы возродить­ся. Осуществление его нынешней мечты: окончательно и стабильно разбогатеть, жениться на губернаторской дочке — сделало бы Чичикова заурядным помещиком или чиновником, ничем не лучше тех, чьи физиономии уже мелькнули перед читателем, как в ужасном паноп­тикуме. Гоголь же настойчиво заставляет своего глав­ного героя приобщаться к общему, главному и больше­му, чем поместье или губернский город, — к Руси, ее ветрам, дорогам, народам, бедам, надеждам, горькому настоящему и туманному будущему.

В «Мертвых душах» как бы борются две России: Рос­сия «мертвых душ» и народная Россия. Все симпатии автора связаны с лирическим образом Родины, к ее бу­дущему взывает писатель, показав, до какой низости, мерзости может дойти человек.




Сочинение: Замысел произведения Мертвые Души