Сопоставление стихотворений А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова. Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «…Вот север, тучи нагоняя…»

Учитель. У Пушкина стихотворение без названия. А как бы вы его озаглавили?

(Ребята подбирают заглавия:

«Чародейказима»;

«Волшебница зима»;

«Проказница зима»;

«Матушказима».)

Учитель. А какое из этих названий — наиболее подходящее? Как вы думаете?

Дети. — Они все подходящие: именно такой зима показана у Пушкина.

— И он ее так называет.

П. Работа над новым материалом

1. Вступительное слово учителя, постановка учебных задач. Беседа с учащимися

Учитель. Сегодня мы будем читать новое

стихотворение: «Мороз, Красный нос». Написал его Николай Алексеевич Некрасов.

Как вы думаете, о чем оно, судя по названию?

Дети. — Я думаю, что стихотворение о морозе.

— Наверное, оно о зиме.

Учитель. Прежде чем мы его начнем читать, я хочу загадать вам загадку:

«Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз?»

Дети. Мороз!

Учитель. А почему в загадке мороз назван мастером?

Ученик. Потому, что он, как настоящий мастер, рисует красивые узоры на окне.

Учитель. А вот Некрасов в своем стихотворении называет мороз воеводой. Давайте посмотрим в словарь: кто такой воевода?

Учитель.

Воевода — это старинное название военного чина. В старое время на Руси так называли пред

Водителя войска. Вслушайтесь в название этого слова: воевода — тот, кто водил войско на войну, это главный человек в войске.

2. Работа по разделу «Предварительное чтение»

3. Чтение учителем стихотворения

4. Беседа после чтения

Учитель. Понравилось вам стихотворение?

Дети. Да, очень.

Учитель. Картина, описанная Некрасовым, сказочная или настоящая?

Дети. — Да, сказочная, здесь герой сказочный: он похож на Морозко.

И на зимних месяцев из сказки «Двенадцать месяцев».

А картины тоже сказочные, они созданы волшебником Морозом.

Учитель. Давайте обратимся еще раз к тексту и посмотрим.

5. Чтение стихотворения по частям с его анализом

Учитель. Прочитаем первое четверостишие. Каким вы себе представляете главного героя?

Учитель. Если бы вам пришлось его нарисовать, каким бы вы его изобразили?

Дети. — Я бы его нарисовала в образе человека: большого, могучего и сильного.

А я бы его изобразил в доспехах русского воина: в плаще, с палицей в руках.

Я представляю его в образе грозного воеводызавоевателя с оружием, похожим на русского богатыря.

А у меня он получился бы огромным, с длинной и седой бородой.

Учитель. А почему в воображении большинства из вас герой возник в образе русского богатыря, древнерусского воина? На какие слова в тексте вы можете сослаться?

Дети. — Потому что автор называет Мороза воеводой.

— А еще он «обходит дозором владенья свои». А я читал, Что русские богатыри часто выезжали в дозор охранять «ру Бежи своих владений».

Учитель. А теперь найдите в этом четверостишии, с чем сравнивает автор Морозавоеводу.

Дети. — Автор сравнивает Мороза с бушующим ветром.

— И с бегущими ручьями с гор.

Учитель. А это обычные сравнения? Автор прямо сравнивает героя с ветром и ручьями?

Ученик. Нет, автор говорит: «Не ветер бушует» и «не… ручьи» побежали с гор, а это Морозвоевода «обходит владенья свои».

Учитель. Да, эти сравнения необычны: они употребляются с частицей «не» и называются отрицательными сравнениями.

А что хотел показать Некрасов, употребляя такие сравнения?

Ученица. Силу и могущество героя, автор сравнивает его с бушующим ветром и с ручьями, которые бегут с гор и сметают все на пути.

Учитель. А теперь прочитайте следующие четыре четверостишия. Как автор характеризует своего героя?

Дети. — Он — заботливый хозяин:

«Глядит — хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли?»

— А еще Мороз очень щедрый, наделяет природу удиви Тельной красотой:

«Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах?»

— А я прочитал, что Мороз хвастливый:

«И сам про себя удалую, Хвастливую песню поет».

Учитель. А как вы понимаете — «удалую»? Дети. — Это значит веселую.

Озорную.

Задорную.

Учитель. А еще смелую, безудержно лихую. А теперь прочитайте эту песню: о чем он поет?

Дети. — О том, что он властелин, ему покоряются все природные силы: метели, снега и туманы.

Он покоритель и завоеватель природной стихии.

Мороз обладает необыкновенной силой: может построить дворцы изо льда.

Герой рассказывает о своем богатстве:

«Богат я, казны не считаю, А все не скудеет добро; Я царство мое убираю В алмазы, жемчуг, серебро».

Учитель. А как вы понимаете эти строки? Дети. — Богатства у него столько, что не счесть.

— И его не становится меньше, хотя он украшает свои Владения дорогим, драгоценным убранством.

— Мороз убирает свое царство в драгоценные каменья. Учитель. А как вы думаете: Мороз доволен своим та Ким положением?

Ему хорошо живется?

Дети. Да, он богат.

Ни в чем не нуждается.

Всем владеет.

Он всем доволен.

6. Поиск в тексте авторского отношения к герою

Учитель. А теперь давайте проследим, как писатель относится к своему герою.

Дети. — Автор уважает Мороза за его хозяйственность и щедрость — это можно подтвердить словами второго и третьего четверостишия.

— Он любуется им:

«И яркое солнце играет В косматой его бороде…»

Автор не осуждает героя за хвастливость, потому что его слова не пустые: они доказаны делом.

Автор говорит о нем с удовольствием: это ощущается во всем тексте.

7. Соотнесение словесных и зрительных образов

Учитель. А на какую из репродукций великих художников вы бы поместили героя этого стихотворения? Где могут быть его владения?

Дети. — Мне кажется, что на картине Шишкина:

«Глядит — хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли?»

На этой картине видно, что Мороз здесь славно поработал.

— А мне кажется, что владения Мороза удалось изобра Зить художнику Юону: у него зима такая пушистая и мно Госнежная. И в стихотворении говорится о такой картинке:

«Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах?»

— А на картине Крылова тоже показаны просторы, по Хожие на владения Мороза:

«И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах?»

На этой картине вдали виднеется речка, скованная льдом.

— А я думаю, что на любой репродукции художника Можно найти картину, похожую на ту, что описана Некра Совым.

8. Соотнесение сказочного и реального изображения

Учитель. А художники писали картины реальные или сказочные?

Дети. — Реальные.

— Конечно, настоящие.

Учитель. И мы их соотносили с авторским текстом. Значит, у Некрасова картины — не сказочные, а настоящие?

Можете ли вы такие наблюдать в жизни?

Дети. Да, можем.

Учитель. А для чего Некрасов создает сказочного Мороза, Красного носа?

Дети. — Чтобы более интересно показать настоящую зиму.

— Чтобы в сказочной форме рассказать о зимних явле Ниях природы.

Учитель. Давайте попробуем перевести сказочную картину в реальную: о каких зимних картинах и явлениях рассказал нам автор? Найдите их в тексте.

(Дети находят:

«…метели лесные тропы занесли»;

«пушисты… сосен вершины»;

«красив… узор на дубах»;

«крепко… скованы льдины в великих и малых водах»;

«трещит по замерзлой воде»;

«идет — по деревьям шагает…»;

«по веточкам палицей бьет»;

«…удалую, хвастливую песню поет»;

«…построю дворцы изо льда».)

Учитель. Вот какие зимние картины увидел поэт и как искусно и мастерски он их изобразил, придумав сказочного Мороза, Красного носа!

9. Сопоставление стихотворений А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова

Учитель. А теперь сравним это стихотворение со стихотворением Пушкина «…Вот север, тучи нагоняя…». Что в них общего?

Дети. — Они оба о зиме.

Авторы изображают зимние картины природы.

И волшебные, сказочные образы Зимы и Мороза.

Эти образы тоже во многом похожи по характеру.

Но у них есть и отличительные черты.

Учитель. А чтобы закончить работу над образами Зимы и Мороза, я вам предлагаю карточки, на которых перечислены черты характера героя, а вы из списка выберите толь

Ко те, которыми можно охарактеризовать Зиму и Мороза, а потом сравним: чем эти образы похожи, а в чем разные.

(Учитель раздает карточки школьникам, на которых они отмечают слова, характеризующие героев, затем идет обсуждение общих и различных качеств героев. При высказывании своих мыслей учащиеся должны ссылаться на авторский текст.

В заключение урока ведется подготовка к выразительному чтению текста. Учитель дает установку: прочитать стихотворение так, чтобы передать авторское отношение к герою и изображаемым в тексте картинам, при чтении монолога передать характер главного героя.)

Домашнее задание. Продолжить работу над выразительным чтением стихотворения.




Сопоставление стихотворений А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова. Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «…Вот север, тучи нагоняя…»