Советы по написанию сочинений в 9-ом классе

Девятый класс — наиболее ответственный и трудный этап школьного курса литературы. Переход от уроков литературного чтения к изучению систематического курса литературы на основе художественно-исторических принципов требует качественно нового отношения школьников к изящной словесности. Девятиклассники находятся в сложном залоге перехода от преимущественно моральной оценки литературных произведений к их социально-эстетичному осмыслению. Девятиклассникам присущие своеобразные качества, связанные с вековым развитием, вековой психологией,

переходом от подросткового возраста к юношеству. Если пятиклассники-шестиклассники отмечаются «наивным реализмом», т. е. слиянием искусства и действительности, эмоциональной целостностью и схематизмом читательского восприятия, то для учеников седьмых-восьмых классов художественный текст интересный настолько, насколько он созвучный с их этическими проблемами в связи с осознанием себя как личности; в школьников стремительно развивается читательское воображение, способность к конкретизации литературных образов.

В девятом классах школьники должны осознать исторические и эстетичные связи искусства

и жизнь, причинно-следственные связи в произведении и отойти от конкретизации литературных образов.

Согласно действующим программам объем творческой работы девятиклассника должен составлять 2-2,5 страницы в классах с на русском языке обучения. Среди видов произведений на литературную тематику можно выделить: характеристику героя; анализ отдельного эпизода, картины произведения; сравнительную характеристику образов; анализ произведения или творчества писателя в целом; рассмотрение проблемы, затронутой в произведении или проблематики творчества; выяснение впечатлений и чувств, которые возникли во время прочтения книги. Большей частью при написании таких произведений используется трехчленная форма построения: введение, основная часть, вывод, хотя возможная и другая, оригинальная композиция.

Написание произведения состоит из таких этапов:

— выбор и осмысления темы; — определение основной мысли ; — сбор нужного материала, выписывание соответствующих цитат; — выяснение основного типа речи произведения и стиля речи ; — составление плана ; — написание произведения на черновике и проверка.

Во вступлении в произведение на литературную тему, как правило, характеризуется время, история написания художественного полотна, упоминается автор или характеризуется основная проблема, которую поднимает и старается решить писатель. В основной части произведения-характеристики героя описывается: внешность; социальное положение; род деятельности; способности, интересы, увлечения; поступки и действия; отношения с окружающими — родными, близкими, друзьями, сотрудниками, посторонними людьми, врагами; отношение к природе; моральные качества; язык; отношение автора и собственные впечатления того, кто пишет произведение. О моральных качествах героя можно узнать из того, как его характеризуют другие персонажи, из характеристики, из поступков и действий, которые обнаруживают его отношение к окружающим, к окружающей среде, из того, как герой говорит. Анализ эпизода произведения можно сделать: определив его тему; коротко выяснив его содержание; образы ; определив значение эпизода в раскрытии общей темы и идеи; раскрыв роль изобразительных средств для создания яркой, художественно убедительной картины.

Сравнительная характеристика предусматривает: короткую характеристику объектов сравнения; определение общих черт; выяснение отличий и их причин. При анализе художественного произведения выясняется: литературный вид и жанр; тематика и проблематика; сюжет и композиция; элементы ; система образов; символика, художественные приемы и средства; значение названия произведения.

При анализе творчества писателя в целом: определяется тематика, проблематика произведений, их виды и жанры; делается обобщенный анализ произведений за темами и жанрами с примерами, цитированием; выясняется соответствие содержания и формы; определяются изобразительные средства, приемы, которые чаще всего использует автор. Произведение девятиклассника может быть посвящено и рассмотрения отдельной проблемы, освещенной в отдельном произведении, в произведениях одного или нескольких писателей. Легчайший и тяжелейшим одновременно есть написания произведения типа «Мои мысли по поводу прочитанного и впечатление от прочитанного…» и произведения, связанные с проблемными вопросами.

Эти работы требуют не только знания литературного материала, а и умение формулировать свои мысли, находить ассоциативные связи, параллели, аналогии в реальной жизни, применять собственный жизненный опыт, передавать свои впечатления.

Структура основной части произведения, в основе которого собственные наблюдения, мысли и впечатление от прочитанного, может быть такой:

— которые эпизод, образ, проблема привлекли внимание и поему; — что привлекает больше и чему — содержание или форма; — с чем ассоциируется, с каким фактом, явлением, наблюдением из собственной жизни перекликается произведение, проблема; — какое расположение духа вызывает, к каким выводам подводит.

В выводе произведения любого вида подытоживается сказанное, выясняется значение образа, темы, проблемы, творчества писателя, его место в литературном процессе; отмечается художественное мастерство; высказываются собственное отношение к прочитанному, впечатление, которые справил произведение в целом. В произведении на литературную тему мысли должны излагаться в логической последовательности, без повторов слов и выражений; утверждения должны быть аргументированными. Цитаты используются умеренно, они должны быть небольшими по объему, точными, точными и отвечать оригиналу.

Произведение может иметь эпиграф — высказывание известных людей, которое ассоциируется или перекликается с основной мысленным взором или проблемой, затронутой в творческой работе ученика.




Советы по написанию сочинений в 9-ом классе