Союз пролетарско-революционных писателей Германии
Приобщение Курта Тухольского к революционному рабочему движению свидетельствовало об общей тенденции развития социалистической литературы. Она достигла к тому времени такого уровня, когда стала представлять для буржуазных писателей не только политический, но и профессиональный интерес.
Пролетарско-революционное литературное движение в конце 20-х годов — важный фактор в культурной жизни страны. Социально-исторические предпосылки этого культурного подъема определялись политическими интересами прогрессивного крыла немецкого рабочего
Уже в 1924 году на V Всемирном конгрессе Коминтерна, проходившем в Москве, был поднят вопрос о создании Международного объединения революционных писателей. В 1927 году в Москве состоялась первая Международная конференция пролетарских и революционных писателей, в работе которой
В 1930 году лишь сорок процентов членов Союза входили в ряды КПГ. Союз пролетарско-революционных писателей Германии имел свой теоретический орган — журнал «Линкскурве» . Председателем этого писательского объединения, насчитывавшего около 500 членов, был Иоганнес Р. Бехер. Свою первоочередную задачу Союз видел в «объединении тех писателей, которые готовы творить в пролетарско-револю-ционном духе» 84.
Казалось, на первый взгляд задача чисто организационного плана, однако ее разрешение становилось уже исторической заслугой: в то время образовалось устойчивое писательское ядро, которое должно было определить направление развития социалистической немецкой литературы более чем на три десятилетия.
Союз стремился в первую очередь выявить таланты из пролетарской среды, «пишущих рабочих», которые, будучи корреспондентами коммунистической прессы, нередко пытались проявить себя в журналистике. Шахтер Ганс Мархвица, рабочий-металлист Вилли Бредель, жестянщик Отто Готше, инструментальщик Ян Петерсен, Макс Циммеринг, Эльфрида Брюнинг, Берта Ватерштрадт, Гедда Циннер и другие, лишь находясь в рядах Союза пролетарско-революционных писателей, получили возможность овладеть писательским мастерством. Здесь они смогли перенять художественный и теоретический опыт у тех литераторов, которые, подобно И. Р. Бехеру, уже несколько лет назад связали свою судьбу с революционным рабочим движением. Кризис мировой капиталистической системы конца 20-х годов вновь привел писателей буржуазного происхождения на сторону коммунистической партии; они сразу же — как, например, Людвиг Ренн или Анна Зегерс — активно включились в работу Союза. Кроме того, в Союз входили и немецкоязычные писатели других национальностей: теоретики Дьердь Лукач и Андор Габор были венграми.
Эгон Эрвин Киш и Франц Карл Вайскопф — родом из Чехословакии. Именно разнообразие исходных позиций, жизненного опыта, политического темперамента, направления таланта обусловило действенность Союза.
Кроме того, произведения социалистической литературы второй половины 20-х годов создавались и прогрессивными писателями — не членами Союза. Так, широко известный автор пролетарских романов Адам Шаррер был в то время членом леворадикальной партии. Бертольт Брехт, театральный деятель Эрвин Пискатор, композитор Ганс Эйслер, график Джон Хартфилд, литературовед Вальтер Беньямин принялись за разработку теории и практики такого искусства, которое бы исходило в своих формально-технических новшествах из стремления к преобразованию общества. В экспериментах они опирались на способные к восприятию искусства пролетарские массы, которые объединяла вокруг себя КПГ.
Еще больший размах про-летарско-революционное культурное движение приобрело с созданием основанного по инициативе КПГ Общества по вопросам рабочей культуры.
Первоочередной задачей Союза пролетарско-революционных писателей была «выработка на диалектической и материалистической основе» теории пролетарско-революционной литературы, «до сих пор еще имеющей пробелы» 85. Фактически именно тогда начались теоретические дебаты о цели, функциях, методе и традициях в социалистической литературе. Вплоть до середины 30-х годов в своем развитии она переживала пролетарско-рево-люционную фазу, нашедшую выражение в коренном изменении ее задач и активном поиске средств художественного воплощения.
В отличие от других направлений для социалистической литературы был характерен, с одной стороны, острый акцент на самобытность, с другой — ориентация на агитационно-пропагандистские задачи искусства, что было четко сформулировано в статье-манифесте Фридриха Вольфа «Искусство — оружие» . Он исходил из политической ангажированности литературы, суть которой заключалась в том, чтобы «быть совестью эпохи, разжигать костер из жгучих вопросов повседневности и высоко нести его факел»..
Лозунг Вольфа обобщил существующую литературную практику и послужил импульсом для ее дальнейшего развития. Максим Валентин создал в 1925 году первую группу «искусства агитпропа» Союза коммунистической молодежи. В дальнейшем это направление приобрело широкий размах.
Возникли в высшей степени динамичные, оперативные ансамбли, использовавшие такие формы, как короткие сценки, хоровая декламация, пантомима, песня, живописная карикатура. Объединенные в едином целом, эти средства представляли собой нечто вроде разнообразных ревю. Искусство агитпропа было рассчитано на непосредственное воздействие на публику, находившуюся на собрании или на улице.
В таких случаях импровизированной сценой мог служить кузов грузовика. Искусство агитпропа сглаживало не только разницу между отдельными жанрами, но также и между профессиональным искусством и любительским. Актер-профессионал, автор текста, участник художественной самодеятельности были членами коллектива, задачей которого не являлся коммерческий успех.
Ограниченность «пропагандистской» функции искусства дала себя знать наиболее осязаемо, когда обострение классовой борьбы к началу 30-х годов потребовало оценивать литературные произведения по их фактическому воздействию. Искусство агитации имело свою публику прежде всего в политически зрелой части рабочего класса. Таким образом, не учитывались разные уровни культурных потребностей пролетариата. Кроме того, резкое противопоставление пролетарско-революционной литературы «буржуазным» литературам становилось тормозом для объединения антифашистских сил на творческой платформе, а в период наступления фашизма такое сплочение приобретало жизненно важное значение.
Перед Союзом пролетарско-революционных писателей возникла опасность «превратиться в мелкобуржуазную секту» 89.
Союз призывал к созданию произведений, близких широким массам, значительных по охвату изображаемых явлений, способных показать «пролетарские будни в их взаимодействии с жизнью других классов» так глубоко и всесторонне, чтобы читатель смог сделать вывод о «главных движущих силах общественного развития». Стилем современной литературы должен стать «смелый и всесторонний реализм» 91.
В дискуссиях Союза пролетарско-революционных писателей Германии впервые ставился вопрос о задачах, форме и методе современной социалистической литературы и формировалось такое представление о реализме, которое по своему содержанию совпадало с понятием социалистического реализма, сформулированным несколько позднее в Советском Союзе. Находясь в эмиграции, большинство пролетарско-революционных писателей боролись за теоретическое осмысление этого понятия и его претворение в практике.
Союз пролетарско-революционных писателей Германии