Сравнительный анализ Фет «Еще весны душистой нега» и Тютчев «Еще земли печален вид»
Федор Иванович Тютчев — великий русский поэт, лирик, дипломат, философ. Честно говоря, философия, с которой я довольно близко познакомилась в этом году, не породила во мне чувства заинтересованности, но философия, затронутая и раскрытая литературным языком, литературными произведениями, для меня всегда казалась чем-то совершенно непохожим на все остальное, что могло называться философией.
Федор Иванович был действительно поэтом-философом. В каждом его произведении отражались вопросы, которые не дают покоя философам, и в каждом произведении
Афанасий Афанасьевич Фет — не менее великий русский поэт-лирик немецкого происхождения. Этот поэт полная противоположность Тютчева. Афанасий Афанасьевич жил в основном эмоциями и чувствами, а не мыслями. Практически каждое его переживание или каждая радость не была забыта, а осталась запечатлена в том или ином произведении. Фет поэт-художник, иллюстратор эмоций.
Он умело обращается с оттенками, тонами
Казалось бы, оба великих поэта являются противоположностями друг для друга, но у них есть немаловажные элементы, которые характерны как для Фета, так и для Тютчева. А самое главное — это то, что они являлись поэтами «чистого искусства».
Сравним стихотворения этих писателей: «Еще весны душистой нега…» Фета и «Еще земли печален вид» Тютчева. Оба произведения описывают приход весны, только у Фета эта весна еле ощутима, она только-только зарождается, а Тютчев описывает приход весны в мельчайших деталях, описывает состояние природы, которая пробудилась ото сна. В обоих стихотворениях витает чувство грядущего возрождения, как в природе, так и в жизни лирических героев, ведь именно весной душа более всего расположена к любви.
Эти стихотворения очень похожи, хотя даже если взглянуть на их построения ничего общего найти нельзя. Обе зарисовки динамичны и наполнены глаголами. Тютчев, так же как и Фет, пытался донести, что природа и человеческая душа схожи. Но Фет наполняет свое произведение чувствами, движениями, которые помогают уловить и почувствовать этот миг возрождения, Тютчев же задает вопросы и, возможно, находит ответ на то, как же можно понять человеческую душу. Афанасий Афанасьевич умело оперирует эпитетами и повторами, что характерно для его творчества, а Тютчев использует сравнения и риторические вопросы.
Именно подобные построения предложений в стихах Федора Ивановича подталкивает на философские размышления. Так же можно отметить, что у обоих поэтов стихотворение начинается с явлений природы, а в финале отражен именно человек и его душа, что еще раз показывает их единство и связь.
Несомненно, оба стихотворения имеют общий смысл и общую идею, но каждый из поэтов подал ее по-своему. Тютчев, являясь поэтом-философом, отразил образ в мысли и в раскрытии истины о единстве души человека и природы, а Афанасий Афанасьевич вновь вложил в произведение чувства и свой оптимизм с нотками фетовского трагизма, он запечатлел миг, закрепленный в вечности. Федор Иванович же раскрыл нам созвучие внешних явлений природы с внутренними движениями души.
Это поразительно, как поэты вроде Фета и Тютчева могут вложить в произведения подобного объема такой смысл и одновременно продемонстрировать свое мастерство в создании живописных образов и использовании изобразительных средств и звуковой инструментовки.
Сравнительный анализ Фет «Еще весны душистой нега» и Тютчев «Еще земли печален вид»