Среди поэтических озер Юрия Клена
Юрий Клен в 20-е годы XX ст. принадлежал к группе киевских неоклассиков. Во время национально-культурного возрождения он разделял установки Н. Зерова, что обусловило синтез в творческой практике традиций неоклассицизма и романтического волюнтаризма «пражской школы». Известные произведения писателя: сборники «Каравеллы», «Украина», «Жанна Д’арк», поэмы «Проклятые годы», «Пепел империй», многочисленные новеллы, автобиографические очерки и эссе «Воспоминания о неоклассиках».
В ранних произведениях поэта
Например, в разделе «Среди озер ясных» сборника «Каравеллы» образ озер является яркой иллюстрацией мировоззренческих и художественных установок поэта. Это идеал гармонии в природе, которая переносится на человеческое бытие. Лирический герой Юрия Клена сливается с водными пространствами, метаморфизируется в озеро, которое представляет собой спокойную прозрачную воду, что отражает голубизну неба, ясность естественного и духовного:
Во мне возникла высота, Я сонным озером синею.
Озеро у поэта символизирует, прежде всего, гармоничную, естественную связь человека
От изображения природы Юрий Клен переходит к осмыслению философских понятий тончайших проявлений духовного начала каждой личности. Не случайно циклу «Осенние строки» предшествует стих «Сковорода» — первый сонет Клена-Неоклассика, который с увлечением воспринял Н. Зеров.
Эта поэзия является программной в творческом заделе писателя. Лирический герой, путешествуя в пространстве и времени, старается достичь самопостижения, самосовершенствования именно благодаря близости с природой. Автор нашел интересный подход к решению философских проблем: символы природы — воду, землю, небо — он проектирует на человеческую жизнь. Духовный мир героя формируется через гармоничное объединение с естественными явлениями:
… Ветер, и пространства, И лес, и поле, и небо необозримое.
Таким образом, автор подводит читателя к выводу, что «из хаоса души создать мир» можно только объединением космической гармонии и собственного земного назначения. Цикл «Осенние строки» состоит из пяти поэзий-медитаций. Нужно отметить новаторский подход автора к изображению цикличности в природе и линейности человеческой жизни. Лирический герой воспринимает осень как пору духовной зрелости:
Не знаю, как прославить и где Тот путь скорбный и веселый, Которым нас осень поведет В уютное свое жилье.
Как видим, автор употребляет антонимы «скорбный» и «веселый» с целью воспроизведения сложных перипетий жизни, которыми должен пройти каждый человек. Почему осень имеет уютное жилье? Так как накопленный жизненный опыт предопределяет дальнейшую спокойную или бушующую старость. Итак, поэт говорит не о возрасте человека, а о состоянии души, психологической настроенности:
Природа тихая и грустная, Но во всем обет: «О, будет еще такая весна, которая тебе и не снится!»
В этих оптимистичных строках есть надежда на то, что в человеческой жизни возможны перемены к лучшему, как и в природе, где каждый год наступает весна, обновляя животворные силы. Интересным, на мой взгляд, является цикл «Только про осень». Здесь ощущается мудрое перемирие с неизменяемыми законами жизни:
До дна допиты радость и горе. Жизнь красоту явила снова глазам. И день спадает спелым овощем В мои объятия, снесенные в пространства.
Критики отмечали, что осенние циклы писателя 1929-1937 годов «имеют яркую философскую направленность». Поэзия Юрия Клена созвучна с произведениями таких мастеров слова, как М. Рыльского, Стефановича, Н. Зерова, Е. Плужника. Можно найти общие мотивы поэзий, но интерпретация образов, подходов к изображаемому у Освальда Бургардта отмечена философским осмыслением духовных ориентиров лирических героев, необычностью форм поэтических произведений.
Это еще раз подтверждает то, что Юрий Клен — фигура небудничного поэтического таланта.
Среди поэтических озер Юрия Клена