Степной король лир. Повесть
Замысел повести относится к февралю 1869 года, когда Тургенев жил в Карлсруэ. Завершена же была повесть в Веймаре, весной 1870 года. Как и «Бригадир», повесть обращена в прошлое и связана с воспоминаниями Тургенева о жизни в Спасском, когда имением управляла его властная и суровая мать — В. П. Тургенева-Лутовинова.
11 марта 1869 года Тургенев» писал П. А. Кпшинскому: «Я начал повесть, в которой главное действующее лицо, старик-помещик, задумал при жизни своей передать свое родовое имение двум своим дочерям».
.
Из формулярного списка
В формулярном списке Тургенева указан в качестве прототипа некто Николай Семенович Протасов. Возможно, что писатель просто забыл имя. О Василии Семеновиче Протасове вспоминает
Писатель создал повесть, в которой действительно ощущается шекспировский пакал чувств и страстей, бушующих в ого «степных» героях. Это ощутили современники, например, друг и — нередко — оппонент Тургенева А. А. Фет, воспринявший повесть как своего рода полемику с Шекспиром: «Точно философско-эстетическая критика на «Лира» Шекспира — дескать, вот что это значит…» .
Герой Тургенева — личность необычайно яркая и самобытная. О том, как тщательно выстраивался писателем этот образ, свидетельствует правка в беловом автографе повести, скрупулезно прослеженная в комментариях к академическому изданию. Тургенев вписывает целые большие куски текста, повествующие «о смутных философских раздумьях героя, о неосознанном его стремлении к познанию тайн жизни и смерти…
Харлов — «человек XVIII века». Отсюда его вольнодумство, уживающееся с мистическими толками о тайнах загробной жизни и силе страстей человеческих… его отказ от имущества выступает как результат… стихийных нравственных исканий, а не как прихоть самодура» .
…в золотую книгу записался.- Возможно, Харлов имеет в виду «бархатную книгу» — сборник родословных князей и дворян русских и «выезжих», составленный после указа от 12 января 1682 г. об уничтожении местничества в палате родословных дел. «Золотой» же родословной книги просто не существовало.
Темным прозывался великий князь Василий Васильевич.- Великий князь московский Василий II Васильевич был ослеплен галицким князем Димитрием Шемякой, поэтому и прозван «темным».
…новиковского «Покоящегося Трудолюбца»…-Московский журнал «Покоящийся трудолюбец» издавался Н. И. Новиковым в 1784-1785 гг. В журнале участвовали студенты и профессора Московского университета, в большинство своем масоны. В ряде статей и стихотворений журнала развивались философско-мистические идеи о смерти и бессмертии.
…»Но человек страстный… меня счастливым!» и т. д.- Цитата из статьи: «‘»Рассуждения о беспорядках, производимых страстями в чело-веко, и о средствах, какие в таких случаях употреблять должно» . Пафос статьи заключался в развенчании страстей человеческих и, в частности, гордости, как одной из самых пагубных, а также в призыве к смирению — необходимому условию па пути к нравственному самоусовершенствованию.
Попалась ему как-то картинка, изображавшая горящую свечу… «Такова жизнь человеческая!» — Подобные изображения можно было увидеть в книге Н. М. Амбодика «Емблемы и символы избранные, на российский, латинский, французский и английский язык преложенные», СПб., 1811. Книга эта имелась в библиотеке Спасского и в детство произвела неизгладимое впечатление на Тургенева.
Рукою властной!- Старинное юридическое выражение, означающее «собственноручно». Харлов, по-видимому, понимает его буквально, образуя от слова «власть».
…на «Страншам судилище» Микеланджело…- Речь идет о росписи алтарной стены Сикстинской капеллы, картине «Страшный суд» кисти Микеланджело Буонарроти.
…он, по слухам, был при Потемкине «валторщиком»…- Князь Г. А. Потемкин умер в 1791 г. (более чем за 40 лет до описываемых в повести событий;. «Валторщик» — музыкант, игравший в оркестре на валторне — духовом инструменте, напоминающем охотничий рог.
К Митрофанию съездишь…- Мптрофаиий — воронежский епископ; по смерти причислен к лику святых. К мощам его в Воронеже совершались паломничества.
…в Оптипу пустынь…- древний Оптин-Тропцкий мужской мопаетырь в Орловской губернии привлекал много паломников.
Стр.537. «Смерть есть важная и великая работа натуры… духовного себе места…» и т. д.- Эти строки заимствованы из опубликованной в т. III «Покоящегося трудолюбца» статьи: «Письмо с того света в Москву от Мумиага к сыну малыя земли Муравью, живущему в Муравейнике». В статье с масонских позиций сделана попытка объяснить соотношение материального и духовного начал в жизни человека и истолковать проблему бессмертия души.
Талагаю-то этому? — Талагай — лентяй, тунеядец. Это слово редко употреблялось русскими писателями. Кроме Тургенева, оно встречается у Мельникова-Печорского.
Стр.552. …возьму, мол, перебью, перешвыряю всех, чтобы и на семена не осталось.- Ср. в «Короле Лире» Шекспира: «И разбросай по ветру семена, родящие людей неблагодарных» .
…на лице одного к смерти приговоренного.- Имеется в виду Тропман — убийца целой семьи. 7/19 января 1870 г. Тургенев присутствовал на его публичной казни в Париже. Это событие описано им в очерке «Казнь Тропмана» . Тургенев упоминает в очерке об улыбке удовольствия, появившейся на лице Тропмана, когда с него перед казнью сняли тяжелый тюремный камзол.
Али закон вспомнил… властен все назад потребовать? — Слова эти являются сокращенной и несколько измененной цитатой из выписки «Правила из узаконений. Дарение». В разделе «Уничтожение дарения» третий пункт гласит: «Если принявший дар учинит покушение на жизнь дарителя, причинит ему побои или угрозы, оклевещет его в каком-либо преступлении или вообще окажет ему явное непочтение, то даритель имеет право требовать возвращения подаренного» .
Степной король лир. Повесть