Стихи о поэте и поэзии Пушкина

Стихи о поэте и поэзии. Поэтической декларацией поэта стало стихотворение «Пророк»; . По жанру оно близко духовной оде. В нем обосновывается мысль об особой миссии поэта в обществе, сход­ной с ролью библейских пророков: нести людям высшую божествен­ную истину. Именно для этого поэт претерпевает мучительные пре­образования: посланец Бога ангел серафим наделяет его особыми чувствами — зрением «испуганной орлицы»;, слухом, проникающим в «горний ангелов полет»;. Его прежний «празднословный и лукавый язык»; вырван и заменен

на «жало мудрыя змеи»;.

Но и этого еще ма­ло: чтобы стать пророком, надо отрешиться от «трепетного»; человече­ского сердца, так как задача пророка — нести людям ту правду, ко­торая может оказаться страшной и горькой. А потому поэту вместо сердца серафим дает «угль, пылающий огнем»;. Но и этого еще недос­таточно — свою пророческую миссию поэт может осуществить только тогда, когда сам Бог вдохнет в него силу служить истине:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Мужественная энергия стиха, высокая библейская образность,

торжественный одический стиль — все в этом пушкинском шедевре должно передавать важнейшую для поэта мысль: искусство — не забава, не игрушка и даже не просто художественно совершенное творение. Это особая миссия, которая возложена на поэта и которую он обязан выполнять, как бы тяжело это ни было.

Но далеко не всегда общество оказывается готово слушать поэта — пророка. Непонимание, «суд глупца и смех толпы холодной»; пре­следуют его. После Михайловской ссылки Пушкин начинает особо остро чувствовать стену, разделившую его с читателями. Это вы­звало целый ряд стихотворений, ставших, как и «Пророк»;, про­граммными декларациями на тему места поэта и роли поэзии в обществе: «Поэт, 1827, «Поэт и тол­па»;, 1828, «Поэту»; , 1830, «Эхо»;, 1831. В них Пушкин утверждает необходимость абсолютной свободны и независимости поэта: «Ты царь: живи один.

Дорогою свободной \ Иди, куда влечет тебя свободный ум…»;.

Поэтическим итогом всех размышлений поэта стало стихотворе­ние «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»; . Написан­ное в традиционном жанре литературного «памятника»;, восходяще­го к оде древнеримского поэта Горация «К Мельпомене»;, это стихо­творение стало подлинным гимном поэзии. Его главная тема — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначе­ния поэта в жизни общества.

Определяя свое поэтическое бессмертие, залог его Пушкин ви­дит не только в гражданской силе стихов, прозвучавших в «жесто­кий век»;, но и в той высшей нравственной силе, о которой он сказал еще в «Пророке»;. Его Муза, послушная «веленью Божию»;, — это Муза свободы, добра и милосердия. Высокому жанру стихотворения соответствует особо торжественная интонация и лексика, насыщен­ная архаизмами и славянизмами.

Шестистопный ямб с пиррихием создает медленный, величественный ритм стихотворения.

«Нет, весь я не умру — душа в заветной лире \ Мой прах пере­живет и тленья убежит…»;, — пророчески сказал поэт. «Чувства до­брые»;, которые пробуждает его поэзия, были и остаются главным в творчестве Пушкина для многих поколений читателей. И вместе с

В. Г. Белинским мы можем сказать: «Общий колорит поэзии Пуш­кина, и в особенности лирической — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность»;.




Стихи о поэте и поэзии Пушкина