Стихотворение А. А. Блока «Ты — как отзвук забытого гимна…»

Осенью 1913 года А. А. Блок впервые увидел на сцене в роли Кармен оперную певицу Любовь Александровну Дельмас высокую красавицу с пышными рыжими волосами. Она так соответствовала своей героине, была так артистична и талантлива, что Блок не мог не увлечься ею. От всего ее облика веяло чем-то солнечным, праздничным и легким — всем тем, чего не хватало мрачному Блоку.

Только в марте поэт знакомится с ней, а в августе 1914 года появляется в печати цикл стихов «Кармен», посвященный Л. А. Дельмас.

Все стихотворения этого цикла пронизаны глубоким

чувством любви, нежности и благодарности к любимой.

Одним из лучших стихотворений этого цикла является стихотворение «Ты — как отзвук забытого гимна…». В нем мы ясно чувствуем противопоставление двух миров: мира реального, в котором может только присниться сон о счастье, и мира грез, в котором звучит неземная музыка рая. Неслучайно несколько раз поэт повторяет слова: «сон», «спишь», «мечта», «греза»:

Ты — как отзвук забытого гимна В моей черной и дикой судьбе. О Кармен, мне печально и дивно, Что приснился мне сон о тебе.

Образ прекрасной женщины может только присниться, наяву

такого счастья быть не может, судьба лирического героя «черная и дикая», и поэтому ему «печально и дивно». Второе четверостишие рисует внутренний облик любимой женщины, полный музыки, стихии, страсти:

Вешний трепел, и лепет, и шелест, Непробудные, дикие сны, И твоя одичалая прелесть — Как гитара, как бубен весны!

Она настолько прекрасна, что не может быть существом из реального мира, она пришла издалека, из сказочного сна, из мира неземных видений:

И проходишь ты в думах и грезах, Как царица блаженных времен, С головой, утопающей в розах, Погруженная в сказочный сон.

Внутренний мир лирической героини непостижим, потому что она видит свой мир, которому принадлежит, свой сказочный рай, недоступный и закрытый для других:

Спишь, змеею склубясь прихотливой, Спишь в дурмане и видишь во сне Даль морскую и берег счастливый, И мечту, недоступную мне. Видишь день беззакатный и жгучий И любимый, родимый свой край, Синий, синий, певучий, певучий, Неподвижно-блаженный, как рай.

Яркость эпитетов и сравнений подчеркивает необычность героини, ее таинственность, «странность», оторванность от реальности.

В конце стихотворения поэт вносит диссонанс в описание сказочного мира, мира грез и тишины:

В том раю тишина бездыханна, Только в куще сплетенных ветвей Дивный голос твой, низкий и странный, Славит бурю цыганских страстей.

Героиня, при всей своей внешней загадочности и погруженности в сны и грезы, несет в себе накал страстей, прославляет их своим искусством, выражая стихийность, неукротимость и радость.

Стихотворение оставляет после прочтения ощущение праздника, какой-то радости, яркости, с одной стороны, а с другой — понимание невозможности испытать подобный накал страстей в реальной жизни, это был всего лишь сон, цветной сон с оборванным аккордом звучащей вдалеке мелодии…




Стихотворение А. А. Блока «Ты — как отзвук забытого гимна…»