Стихотворения А. С. Пушкина о любви. Чтение наизусть одного из них

Тема любви в лирике А. С. Пушкина. Творчество вели­кого поэта многообразно по своей тематической палитре. А. С. Пушкин отразил в лирике практически все стороны жизни человека: писал о дружбе, о свободе, о смысле жизни, о счастье и его мимолетности и иллюзорности, поэте и граж­данском долге, о смерти и жизни духовной и т. д. Но одной из центральных для поэта всегда оставалась тема любви, ис­следование чувства, без которого жизнь человека пуста и уныла, лишена красок и оттенков.

Тема эта не была статич­ной, раз и навсегда получившей однозначное

решение, она эволюционировала и в разные периоды творчества наполня­лась новым содержанием.

Основные этапы развития темы любви в поэзии А. С. Пуш­кина. В юношеских стихотворениях «Певец» , «К Мор­фею» , «Любовь одна — веселье жизни хладной…» , «Желание» и др. любовь понимается автором как тяже­лое душевное страдание, возвышающее и одухотворяющее, от­казаться от которого герой не в силах:

О жизни час! лети, не жаль тебя,

Исчезни в тьме, пустое привиденье;

Мне дорого любви моей мученье Пускай умру, но пусть умру любя!

«Желание»

Вечное чувство, наполняющее сердце лирического

ге­роя стихотворений 1810-х гг., получает эпитеты «мучи­тельная», «несчастная», «мрачная». Автор демонстрирует психологическое состояние влюбленного. Тоска и мучи­тельное томленье становятся мотивом юношеской любов­ной лирики А. С. Пушкина.

Иначе звучит тема душевных переживаний в стихотворе­нии «Сожженное письмо» . Здесь уже более глубокие и сильные чувства. В небольшом монологе героя поэту удается передать состояние влюбленного мужчины, для которого важны не только собственное состояние, но и желания лю­бимой:

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…

Как долго медлил я, как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!..

Пушкин создаст образ чувства, способного принести глу­бокое разочарование и опустошить душу:

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Такая любовь может приносить боль и оставлять незажи­вающие раны:

… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди…

Не мыслит лирический герой стихотворения «К ***» жизни без любви как памяти сердца. Образ возлюбленной предстает в глазах ли­рического героя «как гении чистой красоты». Словно чудот­ворный источник Любовь способна пробудить душу, «во мраке заточенья» переставшую чувствовать красоту и полно­ту жизни:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Целая гамма переживаний, связанных с состоянием влюбленности, предстает перед читателем в стихотворении «Признание» , адресованном А. И. Осиповой. Любовь сравнивается автором с болезнью, приметы которой хорошо знакомы всем, кто с ней сталкивался:

Без вас мне скучно, — я зеваю;

При вас мне грустно, — я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

Представление переживаний исполнено романтизма, а сам образ возлюбленной носит обобщенный характер. И не так важно, ответно ли чувство. Счастье от возможности пе­режить его ценно само по себе:

Но притворитесь! Этот взгляд

Все может выразить так чудно!

Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!

Тема разлуки и связанная с ней печаль раскрывается в стихотворении «На холмах Грузии…» . Опыт пережито­го приносит во внутренний мир лирического героя одухот­воренность и умиротворение, которые созвучны окружаю­щему миру природы. Осознание и чувство любви получает философское звучание. Такое состояние внутренней гармо­нии и света становится единственно возможной формой жизни для сердца, способного горсть:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Настоящим гимном Любви является стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может…» . Признание в чув­стве, которое не смогло охладить прошедшее время, стрем­ление освободить возлюбленную от ставшего для нее тягост­ным внимания и единственное желание — счастье для люби­мой — создают образ жертвенного лирического героя, способного на самоотверженность. Любовь, даже если она безответна, сама по себе есть прекрасный дар небес.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Тема любви получает в поздних стихотворениях мотив философского самозабвенья. Образ возлюбленной столь одухотворен и возвышен, что сердце поэта не может не срав­нить его с идеалом. Женщина, царящая в душе лирического героя, обожествляется в стихотворении «Мадонна»:

Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

«Мадонна»

Многогранность трактовок любовных переживаний, фи­лософская глубина и проникновение в психологию влюб­ленного человека, утонченность и искренность отличают поэзию А. С. Пушкина и придают ей вневременной харак­тер. Поэт гениально сумел рассказать о чувстве, которое, как великий дар, получают лишь избранные, умеющие щедро отдавать свое душевное тепло.




Стихотворения А. С. Пушкина о любви. Чтение наизусть одного из них