СУДЬБА АНТИУТОПИИ
СУДЬБА АНТИУТОПИИ
Это слово придумал англичанин в 1868 году. В литературоведческий обиход ввели американцы — спустя почти сто лет, в 1952-м. А написал впервые — русский, ровно посередине пути, за который слово стало термином, в трудном и голодном петроградском 1921 году, когда ни до слов, ни до терминов русским читателям не было никакого дела.
Жанр утопии появился задолго до своего антипода: еще Платон в диалогах о государстве рисовал идеальную модель общественного объединения разных людей, он же впервые употребил слово «Утопия»
Так что начиналось все красиво: мечты об Идеале, где все без исключения счастливы, здоровы, живы и богаты,
По крайней мере — духовно. Литература исправно рождала все новые и новые утопии, демонстрируя потрясенному читателю способы
Однако самые прозорливые из утопистов вдруг начали понимать, что всеобщего счастья, ежеминутного удовольствия и тотальной справедливости быть не может по определению, ибо там, где начинается счастье одного, может запросто закончиться счастье другого. И еще оказалось: люди, понимающие толк в справедливости, категорически отказываются идти во власть, а люди, знающие толк во власти, знать не знают справедливости. И даже так: не хотят люди жить в счастье, придуманном кем-то, выбирая пусть и страдание, но свое собственное.
Так появилась антиутопия — повествование о том, куда приводят благие социальные намерения.
И первым, кто воплотил утопические опасения в художественную жизнь, был Евгений Замятин, известнейший русский прозаик и публицист.
Его «Мы» в Советской России запретили немедленно — буквально с первых минут существования законченной рукописи. И так же стремительно опубликовали на Западе.
Возможности антиутопии, которая, в отличие от своей прародительницы, не просто демонстрировала некое будущее во всех его идеальных подробностях, а исследовала и анализировала будущую действительность, осмысляла причудливые пути идеала, ставшего адом, вовсю начали использовать западные прозаики: Олдос Хаксли в антиутопии «О дивный новый мир», Джордж Оруэлл в «1984» и «Скотный двор», Энтони Берджес в «Заводном апельсине», Рэй Брэдбери в «451 градус по Фаренгейту», Лао Шэ в «Записках о кошачьем городе».
Сегодня антиутопия — самая желанная гостья кинематографа: фильмы о будущем, у которого нет будущего, собирают сумасшедшие сборы по всему миру.
СУДЬБА АНТИУТОПИИ