Своеобразие одной из романтических поэм М. Ю. Лермонтова
Умчался век эпических поэм, И повести в стихах пришли в упадок. М. Ю. Лермонтов
Слово «поэма» нам хорошо знакомо: это большое сюжетное произведение в стихах, в котором есть и повествование, и в то же время отчетливо слышен голос автора. Поэмы пришли к нам из старины, где представляли эпос, торжественное, неспешное и величественное повествование о далекой старине, о великих войнах и героях.
XIX век обратился к личности. Личность — вот центр романтической поэмы. А рядом с идеей личности живет не менее важная идея свободы.
Свобода
В 1822 году были опубликованы «Шильонский узник» Байрона в переводе Жуковского и «Кавказский пленник» Пушкина. Через два десятилетия появились романтические поэмы Лермонтова. В конце 1830-х годов казалось, что поэма окончательно устарела.
Однако время это дало последнюю яркую вспышку жанра — поэмы «Демон» и «Мцыри».
Мне больше понравилась поэма «Мцыри», в которой есть тяга к познанию и свободе. Ее герой — сильный и гордый
Да, заслужил я жребий мой! Могучий конь в степи чужой, Плохого сбросив седока, На родину издалека Найдет прямой и краткий путь. Что я пред ним?
«Мцыри» — лирическая поэма. В ней дается по преимуществу изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как рассказ от имени героя позволяет глубоко и полно изобразить внутренний мир героя. Действие сосредоточено вокруг одного героя; монолог-исповедь занимает центральное место; герой поставлен в необычную обстановку. Но в то же время в поэме есть и некоторые черты, отличающие ее от обычных романтических поэм.
Но в поэме Лермонтова нет ничего таинственного. Начинается поэма с точного указания места действия:
Немного лет тому назад Там, где сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.
Затем автор дает вступление, в котором подготавливает читателя к пониманию душевного состояния героя. Сама исповедь Мцыри представляет собой взволнованную речь героя и излагает все им пережитое. Много места уделено картинам природы. Как различно воспринимают природу Мцыри и монахи:
И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад, Глазами тучи я следил, Рукою молнии ловил…
Природа для Мцыри — это воплощение воли, неисчерпаемой силы, красоты — всего, чего не было в «сумрачных стенах» монастыря, в «душных кельях» монахов и к чему так сильно, пламенно рвалась душа свободолюбивого юноши. Свободный и прекрасный, описанный с удивительной мягкостью, пластичностью и теплотой мир Кавказа остается недостижимым. И виной тому не преследователи, а сама природа. Чем дальше развивается действие, тем враждебнее внешний мир к Мцыри: герой чужд природе и, видимо, уже чужд отцовскому дому.
Неволя сделала свое дело.
Могучий Мцыри сравнивается со слабым темничным цветком. Показательны предсмертные мечты Мцыри:
Когда я стану умирать, И, верь, тебе не долго ждать — Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста…Трава меж ними так густа, И свежий воздух так душист, И так прозрачно золотист Играющий на солнце лист! Там положить вели меня. Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Герой не может оставаться узником, но у него не хватает сил на свободу, на борьбу, на выход из неволи. Невинный страдалеци гордый бунтарь превращается в усталого человека. Эта усталость сквозит в финале «Мцыри», она же слышится в одном из последних стихотворений Лермонтова — «Выхожу один я на дорогу».
Усталость романтического героя, его уход из мира неразрешимых проблем были отражением реальной жизни. Романтическая поэма много говорит о людях первой половины XIX века, их страстях, мыслях, душевных порывах. И, как всякое подлинное искусство, она перерастает свое время, свою культуру. Даже сейчас мы читаем эту поэму и восхищаемся как ее создателем, так и героем.
Я бы не хотел оказаться на месте Мцыри, потому что сидеть за решеткой — это неинтересно, но Мцыри мне нравится своим характером, волей к свободе.
Своеобразие одной из романтических поэм М. Ю. Лермонтова