Своеобразие отображения народных идеалов в творчестве Григория Сковороды

Любой человек, придя в этот мир, через какое-то время отойдет в небытие. Что он оставит после себя? Каким будет его жизненный путь между началом и концом? Как он преумножит человеческий интеллект? Каким образом прислужится вечным истинам?

Такие или подобные вопросы ставит себе и другим каждый мыслящий человек. Каким же был путь того, кто дал такой своеобразный ответ на суммарный вопрос; как ты, человек, живешь в мире? А ответ был странен: «Мир ловил меня, и не поймал». Да, не поймал, хоть очень хотелось замкнуть в золотой клетке Григория Савича

Сковороду — одного из наиболее интересных, самых выдающихся украинских деятелей своего времени.

Эта фигура стоит на грани двух эпох в украинской литературе — давней и новой.

С течением времени личность этого писателя, путешествующего философа, не тускнеет, не теряется в давности, а становится все интереснее, еще более загадочной, все более влечет к себе умы новых поколений. Своих современников Г. С. Сковорода удивлял разносторонней одаренностью, энциклопедическими знаниями, и — что особенно важно — абсолютным соответствием между словом и делом, между тем, что писал в художественных и научных

произведениях, и тем, как реализовывал это в собственной жизни. Поэт и прозаик, баснописец и философ, композитор и певец, педагог, и полиглот — все это определяет многогранную деятельность Григория Савовича. Его творческое наследие принадлежит не только Украине — оно является приобретением мировой культуры.

Сын казака из Чернухи, что на Полтавщине, он вобрал в себя то лучшее, что содержал народный опыт, прибавил собственные достижения и оставил все преемникам. Овладев достижением мировой философской мысли, усвоив народную мудрость, зафиксированную в фольклоре, Григорий Сковорода стал одним из зачинателей новой философской школы в Украине.

Свои взгляды Григорий Савович декларировал не только в собственных философских произведениях, а также в поэзии, баснях, в эпистолярном наследии. Одним из основных вопросов, которые интересовали философа, была реализация личности в жизни, ее счастье. Потому что человек именно для этого приходит в мир. Сковорода дает простой, как дыхание, и сложный, как мироздание, философский рецепт: «познать самого себя».

Эта идея была выдвинута еще древнегреческими мыслителями. Григорий Савович подхватил ее и развил. Для чего людям самопознание? Это вопрос не чужой народной мудрости.

Для того, чтобы осознав свои способности, наклонности, одаренность, применить их для труда среди людей. Это что-то вроде современной специализации, профессиональной дифференциации и тому подобное. Таким образом, философ пришел к идее «сродного» труда, выбранного в соответствии с естественными вкусами и задатками, который сможет обеспечить высококачественные и полезные обществу результаты, а сам человек будет чувствовать свою нужность и удовлетворение от хорошо выполненной работы.

Г. Сковорода писал: «Счастлив, кто сопряг сродную для себя должность с общей. Сеет истинную жизнь». Этой же мыслью проникнуты и его басни «Пчела и Шершень», «Две Курицы», «Орел и Сорока» и тому подобное.

Но часто данного природой мало, тогда человек должен учиться, чтобы развивать данное от роду. Труд, по мнению Сковороды, является основой жизни, ее содержанием, — это абсолютно вписывается в систему народных представлений о обязанностях человека. Украинский философ так же считал жизнь и труд нераздельными.

Как человек, который придерживался этого принципа и на практике, а не лишь в декларациях, он скептически относился к бездельникам, которые сетовали на безотрадное существование. Показательным в этом плане является рассказ о случае, который произошел с Григорием Савовичем. Один господин пожаловался ему на несчастную жизнь, на то, что ни власть, ни золото, не сделали его счастливым.

Философ, выслушав эту жалобу, принес господину косу, вилы, топор и положил к его ногам, сказав, что единственным источником человеческой радости является труд, и только заработанный в поте лица кусок хлеба вылечит все болезни — душевные и телесные. Философия Сковороды имела практическое направление: она учила людей жить счастливо. Кроме труда — врача души и тела, человек для достойной жизни должен прибегнуть к еще одному спасительному делу: победить злые инстинкты и идти путем добра, помня о доброжелательном отношении одного человека к другому.

В реальной жизни Сковорода подтвердил это своими дружескими отношениями с Михаилом Ковалинским, с простыми крестьянами и людьми науки. Григорий Савович верил в силы своего народа, писав, что, хоть он спит, но обязательно проснется и построит собственно счастливую жизнь.

В этом поможет его духовное начало, его ментальность — понятие, что, помимо остального, включает и народную этику. Творчество Г. С. Сковороды, украинского писателя и мыслителя, имело хорошее влияние на последующее развитие украинской культуры. Гуманизмом, духовным величием, отстаиванием лучших моральных качеств человека, дорого нам творчество Григория Сковороды издавна и до сих пор.




Своеобразие отображения народных идеалов в творчестве Григория Сковороды