Своеобразие поэтических произведений Мюссе
В 1829 г. Мюссе выдал первый поэтический сборник «Испанские и итальянские повести», в которой оказалось присущий французским романтикам интерес к южным странам: лирический герой ищет людей страстных, которые не знают нерешительностей. В поэмах и стихах, Мюссе в противоположность традиции А. де Ламантина, нет мистических мотивов. Материальный мир, земные чувства, доказанные в страсти, к преступлению, — вот что является темой этих произведений.
Но в сильные и фатальные страсти, Мюссе повествует в присущий ему иронической манере. Смешное
Как вы интересуетесь именем, Кого люблю я, — За королевство целое вам, Не расскажу я. Поем, что в моей жизни Она царица, Которая у нее сережки золотые, Словно пшеница. Я все выполняю до дна. Что только скажет, Жизнь отдам, когда она Мне прикажет.
Она и не чуткая в любви Мою бескрайнюю, И в мучениях сердце роняет кровь, И я умираю.
В 4-части в поэме «Дон Паес» что вошла в первый сборник, властвует «испанский колорит». Фатальная любовь сплетается с вопросами чести.
Напряженность чувств, деликатность в вопросах чести показано в поэме с легкой иронией.
Драматическая поэма «Каштаны из огня» пронизанная трагической иронией. Действие поэмы происходит в Италии. Героиня поэмы, танцовщица Камарго, — историческое лицо. Но события поэмы Мюссе полностью выдумал.
Трагическая ирония заключается в том, что ни высокая или низкая страсть, ни полнейшее бесстрастие не дают человеку желательного счастья. В мире нет гармонии. Прекрасное соседствует с безобразным. Нет и идеальных героев. Но среди людей Мюссе возвышает трагических героев, таких, как Камарго.
Эти герои сами создают свою трагическую судьбу, принимают духовные страдания.
Дальнейшее развитие жанра «драмы для чтения» получил в сборнике «Спектакль в кресле». Наиболее значительная в нем драматическая поэма «Уста и чаша». Главный ее герой юноша Карл Франк считает единым достоинством личности гордость. Он выступает против патриархальной морали, носителем которой является хор горных охотников, против Бога; считает, что бессмертная лишь материя, что миром правит не Бог, а золото. Карл убегает от охотников.
Дорогой он убивает дворянина и с его любимой Белколорою поселяется в замке. Став известным человеком, Карл решает проверить отношение к себе окружающих. Он делает вид, что умер и в маске находится возле гроба, видит измену своих приближенных, народа, который ему подчинялся, и даже Белколори, которую он в маске обольщает деньгами.
Гордость Карла надломлена. Он решает возвратить к единому существу, которое его любит, — девушки Дейдамии, но накануне свадьбы Белколора убивает Дейдамию кинжалом.
Этот последний эпизод перекликается с эпиграфом: «Между устами и чашей всегда обнаружится место для несчастья. Старинная пословица». Уже не люди сильных страстей, как в первом сборнике, а хрупкие, будто не от этого мира существа воплощают в себе черты идеала.
Такая Дейдамия. Эгоизм Карла Франко и страстность Белколори вызывают кое-что ироническое отношение Мюссе.
В исторической трагедии «Лоренцаччо» Мюссе, используя шекспировские приемы, предоставляет охвату действительности чрезвычайной широты. Принцип романтического историзма оказывается здесь и в выборе объекта изображения, и в показе народа как движущей силы истории, но силы пассивной. Главное внимание сосредоточено на сложном характере племянника Алессандро — Лоренцаччо.
Он готовит убийство дяди, которое должны стать сигналом к восстанию, но политическая деятельность производит губительное влияние на Лоренцаччо, развращая его. Он глубоко одинокий, а совершив убийство, сам в этом убеждается. Его бывшие сторонники бросают его.
В конце пьесы Лоренцаччо, разочарованного во всех идеалах, убивают наемные убийцы.
Со временем Мюссе все больше отходил от романтического театра. В статье «О трагедии» он прямо призывает возродить классическую трагедию. Однако образцом для нее он избирает не Расина, а Софокла.
Материал для трагедии Мюссе советуют братья из национальной истории. Итак, ряд достижений романтической драмы Мюссе хотел сохранить.
Но в поэзии Мюссе сохраняет романтические позиции. В 1835-1837 гг. он написал четыре стиха под общим названием «Ночи», в которых выступил как певец «мировой скорби». Судьба человека — одиночество.
Страдание одинокой души становятся источником прекрасного, поскольку эти страдания разрешают человеку продвигаться к прекрасному, оторвавшись от всего земного. Здесь Мюссе сближается с чужим ему Ламантином.
«Когда Наполеон умер,- пишет Мюссе,- власть божественная и человеческая были фактически восстановленные, но вера в них исчезнувшая». Молодежью овладело «непостижимое беспокойство»: «Обреченные властителями мира на бездеятельность, безделье и скуку, отданные у руки разного рода тупых педантов, юноши видели, как вспененные волны, для борьбы с которыми они уже напрягли свои мышцы, отступают перед ними». Люди поделились на два лагеря: «приподнятые умы… заперлись в мучительных видениях», а «люди плоти… знали одну заботу — считать свои деньги». В этой атмосфере и развивается болезнь общего разочарования, безденежье и возражение. «И вот молодежь нашла применение для своих бездействующих сил в увлечении отчаянием».
Таким образом, «недуг возраста» имеет социальный характер.
Своеобразие поэтических произведений Мюссе