Сюжетно-композиционные особенности поэмы «Мертвые души» Гоголя Н. В

Сюжет и композиция «Мертвых душ» обусловлены предметом изображения — стремлением Гоголя постичь русскую жизнь, характер русского человека, судьбу России. Речь идет о принципиальном изменении предмета изображения по сравнению с литературой 20-30-х гг.: внимание художника переносится с изображения отдельной личности на портрет общества. Иными словами, романический аспект жанрового содержания сменяется нравоописательным. Поэтому Гоголь ищет сюжет, который давал бы возможность как можно более широкого охвата действительности. Такую

возможность открывал сюжет путешествия: «Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, — говорил Гоголь, — что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».

Поэтому мотив движения, дороги, пути оказывается лейтмотивом поэмы.

Совершенно иной смысл получает этот мотив в знаменитом лирическом отступлении одиннадцатой главы: дорога с несущейся бричкой превращается в путь, по которому летит Русь, «и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». В этом лейтмотиве — и неведомые пути русского

национального развития: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа», предлагающие антитезу путям иных народов: «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество…»

В образе дороги воплощен и житейский путь героя, и творческий путь автора: «И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями…»

Сюжет путешествия дает Гоголю возможность создать галерею образов помещиков. При этом композиция выглядит очень рационально: экспозиция сюжета путешествия дана в первой главе, далее следуют пять глав, в которых «сидят» помещики, а Чичиков ездит из главы в главу, скупая мертвые души.




Сюжетно-композиционные особенности поэмы «Мертвые души» Гоголя Н. В