Сюжетно композиционные особенности прозы П. Кулиша
Предисловие произведения — мировоззренческого содержания, отступление-размышление о поэтах построено как обращение с элементами разъяснения образованного мужчины простому. Собственно, построение произведению может восприниматься амбивалентно: как вставная новелла о воре или же обрамлении о путешествии. Притчевость произведения раскрывается в последнем риторическом вопросе, своеобразном философском пуанте, — что сделали бы с вором в большом городе.
Понятно, что шанса исправиться ему бы не дали. Главный герой — вор по убеждению,
Стиль произведения составляет двойственное сочетание индивидуализируемого вещания оратора, достаточно рационального, с изложением вора — образное вещание. Таким образом, произведение «О воре в селе Гакивницы» — это морально-бытовой рассказ с философской проблематикой.
«Девичье сердце» является
Не первый раз ли в украинской литературе здесь появляется Т. Шевченко как образ-персонаж, конечно, в идеализирующем плане. Психологический анализ перерождения чувств Аленки с их тонкой достоверностью контрастируют с чуть ли не фантастическим позитивными качествами Павла, с фееричными планами молодых объехать весь мир. В композиционном плане создающим жанр является начало о песне кобзаря, своеобразная авторская ирония в сцене, когда Игната забирают в москали, сатирическая инвектива о безобразиях старшины, контраст природы и горя Катри и Аленки, лирическое отступление об украинцах на чужбине, раскрытие личности, через интерьер в доме Павла.
Все эти компоненты говорят об углубленном психологизме произведения, однако авторская позиция не является морально непогрешимой, но откровенной: не жестокость ли относительно Игната сообщать ему о смерти любимой, хотя бы она для него и умерла? Немым упреком идиллическому счастью Павла и Аленки является его одиночество и горе. То есть, «Девичье сердце» — социально психологическое рассказ с трансформируемой структурой.
«Надменная пара» определено автором как «бабушкин рассказ», который никоим образом не касается канонической жанровой системы. Произведение классически простое по построению, напоминает поэму Гейне о двух надменных влюбленных, как и в ситуации с отношениями с первоисточником в «Орисе», П. Кулиш использует прием онациональнения. Воплощается этот прием на протяжении всей композиционной системы, начиная из введения пересказчика: бабушка рассказывает о времени своей бабушки.
Вне национального сквозного образа есть своеобразный лейтмотив — роскошная одежда Маруси. Золото, его блеск, является разновекторным символом, в то же время он иллюстрирует красоту девушки, подчеркивает зажиточность ее семьи, акцентирует истину «не в деньгах счастья», подчеркивает колористический ряд произведения. Но изменения во внешности Маруси происходят уже на свадьбе, что суггестивно последующему трагическому разворачиванию событий, ту же функцию выполняет и намек, заложенный в риторических предложениях, которые идут от информированного пересказчика. Алюзивный ряд произведения достаточно развесист, мотив безумия Маруси соотносится с безумием Офелии, подобная деталь, которая воспроизводит его, — венки, такое же самоубийство через утопление, у Кулиша двойное. Романтичной является загадочность конфликта влюбленных, гиперболичность красоты и характера Маруси, которая соотносится с «Песней о Нибелунгах», однако с опорой на психологическую достоверность, даже генетическую унаследованную.
Таким образом, «Надменная пара» — романтичная трагедийная новелла.
Сюжетно композиционные особенности прозы П. Кулиша