Сюжетное построение второй части поэмы «Фауст»
Вторая часть: более сложна, так как она более абстрактна. Фауст и Мефистофель оказываются при дворе некоего императора. Император, который, казалось бы, обладает властью, вовсе не всесилен и полноправно распоряжается собой и подданными. Внешние угрозы, внутренние экономические сложности.
Появляется Фауст и внушает императору представление, что появится советник, который может помочь справиться с этими трудностями. Но пребывание при дворе Фаусту практически ничего не дает, хоть он и в фаворе. Чтобы справиться с кризисом Мефистофель предлагает
Для Фауста пребывание связано с двумя важными моментами: награда от короля — полоса земли, врезанная в море и встреча с Еленой Прекрасной. Во второй части параллель с вальпургиевой ночью только с античными существами. На этом фоне появляется Елена.
Перед нами фрейлина, не первой молодости и красоты. И поначалу она не производит на Фауста сильного впечатления. Но он клонен видеть в ней вечную женственность, Елена становится законной женой Фауста, у них родился сын.
Сын удивительный, это юное существо поразительной красоты и обаяния, одарен от природы, Эвфарион. Любим родителями
В судьбах детей Фауста — полярное расхождение.
Вся амплитуда человеческой жизни упирается в смертность человека. Его ученик, Вагнер, мыслит, что наука должна давать практическое решение задач, что она должна быть полезна и он создает искусственного человека. Сравнение с могущественным Богом — природой, человек как показывает Гете, сотворенный Богом, несовершенен, а может, быть человек, созданный человеком, будет совершенен?
Вагнеру удается создать искусственного человека, вырастил в колбе, там маленький человечек, но взрослый. Он пытается освободиться, выбирается, но оказывается нежизнеспособным.
«Фауст на берегу моря» . Фауст решает, что свою награду он использует на благо людей. Он подарит ее тем, кто будет на ней счастлив. У Фауста возникает новое представление о жизни. Если подумать о других, жить ради поколений — это дает смысл перспективы.
Фауст к этому времени так стар, что ничего не может делать сам, он хил, слаб и слеп. Фауст требует у Мефистофеля, чтобы эту полоску земли расширили, обезопасили, чтобы там могло благоденствовать большое количество людей. В связи с этим возникает проблема человека и природы, преобразующая сила культуры на этой земле под предводительством Фауста роют могилы а на краю земли могилу для самого Фауста.
«Миф о Филимоне и Бавкиде» — любящие супруги, которые умерли в один день и Боги в награду мужа превратили в дуб, а жену в липу. У Гете они живут на этом мысу, по вс ходят на службу. От звона колоколов Мефистофель скрежещет зубами, но ничего не может сделать с ними и уговаривает Фауста переселить их, так как они ему мешают.
Он клянется, что они ничего не потеряют, но он их так напугал, что они умерли на месте.
Фауст доживает до последнего своего дня и ему кажется, что он понял тайну, зачем жить. Он полагает, что на благоустроенной земле будут жить счастливые люди, достоянные славы и свободы. Смысл жизни — каждый день идти на бой за славу и свободу.
И поняв эту мысль, тогда сказал бы я «Мгновение ты прекрасно…» . Тем не менее смерть настигает Фауста, а рядом с ним Мефистофель, но на перехват души Фауста спешат легионы душ праведников для спасения его души, Бог, забыв о человечестве. Вспоминает о человеке. Среди духов Маргарита.
Все в мире находится в движении — борьбе противоречий и единство.
Спор за Фауста все время идет по тонкой грани, на лезвии ножа, и существование человечества находиться на этой грани и нужно держать равновесие. НО зло оказывается не только не всемогущим, в нем самом есть противоречие он говорит о себе как о части той силы, которое ищет и желает зла, но способствует сотворению добра.
Сюжетное построение второй части поэмы «Фауст»