Сюжетные тайны романа «Гарри Поттер и Принц-полукровка»
Отгремела на экранах экранизация шестой части саги о Гарри Поттере, оставив у многих в душе осадок в виде недоумения и разочарования. Ваш покорный слуга тоже относится к числу этих «многих». На мой взгляд, экранизации цикла Г. П., стартовавшие весьма бодро, раз от разу становятся все скомканнее и невнятнее. Отчасти это из-за увеличившегося объема последних книг и изменения их содержания, но все же кузнецам из Фабрики Грез можно было стараться чуть больше. И уж конечно, «Принц-полукровка», один из лучших романов серии, заслуживал более
Однако все же поговорим о книге.
После мрачного и монументального Ордена Феникса шестой том, как ни удивительно, является своеобразной отдушиной. Роулинг в некотором смысле возвращается к истокам в лице Философского камня и Тайной комнаты. В тексте нет больше удушливой атмосферы тревоги и недоверия.
Как было констатировано в заключительной главе пятой книги, вторая война против лорда Волан-де-Морта началась. Это послужило разрядкой, решившей многие проблемы героев. Шпионские игры, недомолвки и закулисная борьба кончились; противостояние с врагами теперь идет в открытую.
Кому как, а мне эта перемена была исключительно приятной.
Немаловажный факт: к нам вернулись сюжетные тайны и загадки, изначально составлявшие кладку для каждой книги. Они вернулись в лице таинственного и гениального Принца-полукровки, у которого Гарри бессовестно списывает рецепты зелий; в лице непонятных исчезновений Драко Малфоя, которого главные герои никак не могут поймать за руку; и, конечно, в лице тайн детства и юности Тома Реддла, которые в итоге дадут надежду на победу над Темным Лордом. «Орден Феникса» был хорош, но по большей части лишил нас этого маленького удовольствия — ощущать щекотание в жилах в ожидании развязки очередной интригующей тайны и восторга перед авторским мастерством после очередной изящной разгадки.
В личностях персонажей тоже наблюдается некоторая рецессия: после душевных мук, метаний и сложных перипетий в пятой книге здесь они предстают более простыми и детскими. Большинство их проблем — типично подростковые, и решают они их с детской непосредственностью и наивностью. Новая любовь Гарри, очередные матчи по квиддичу, «мухлеж» на уроках зельеварения, манипуляции с чудаковатым профессором Слизнортом — все происходит и воспринимается как-то легко, непринужденно. Не особо мешают этому даже похищения и убийства в первых трех четвертях романа.
Недоглядка автора? Непроработанность?.. Я все же склонен полагать, что это сделано намеренно.
Тем более что к финалу книги все, сказанное выше, не имеет никакого отношения.
Последние главы «Принца-полукровки» — это что-то совсем другое, отделенное от остального текста. В них происходит окончательный и бесповоротный переход из мира детства в мир взрослый, где бевзозвратно рушатся вера и идеалы, слова «отчаяние» и «предательство» перестают быть просто набором букв, и еще вчера бывший ребенком человек осознает, что остается совсем один. Финальные страницы «Принца-полукровки», как звучащий в них плач феникса, стали пронзительным реквиемом прежнему миру Гарри Поттера, представив вещи во всей взрослой прагматичности и жестокости. Так завершился тяжелый переход, начавшийся еще в Кубке Огня.
И заключительный седьмой том долгого повествования будет уже про взрослых людей со взрослыми проблемами.
Сюжетные тайны романа «Гарри Поттер и Принц-полукровка»