Талант любви в произведениях Куприна

Начну с «Гранатового браслета». Куприн, как известно, создал это произведение по мотивам истории, рассказанной ему когда-то. Эта история связана с семьей князя Дмитрия Любимова.

Все действия этой истории накладываются на сюжет рассказа «Гранатовый браслет», кроме развязки, которую Куприн просто придумал, дабы приукрасить и довести рассказ до своего логического завершения.

Я считаю, у Куприна это получилось неплохо, хоть и слишком много сентиментализма я не люблю.

Так же достоверно неизвестно, являются ли две истории генерала

Аносова правдой, или же этой снова вымысел автора. Как бы там ни было, мораль этих двух историй и есть мораль всего рассказа. В них он на наглядных примерах показывает, на что люди готовы ради высшей любви, на какие жертвы они готовы пойти ради любимого, но зачастую нелюбящего человека. Первая история повествует о молодом прапорщике, который лишился рук, выполняя прихоть своей «госпожи», жены полкового командира. Вторая история рассказывала о каком-то военном начальнике, жена которого в открытую, абсолютно нагло, не скрывая своей любви к другому, приказывает этому начальнику беречь ее любовника, шантажируя
к тому же.

В обоих случаях нелюбящими оказывались женщины. Совпадение? Не думаю…

Мораль историй Аносова вкратце: любить дано не каждому, это талант, Божий дар. Любить не просто, а по настоящему, самоотверженно, доходя до крайностей. Не разделяю позицию Куприна по этому вопросу, но так как это не эссе, а сочинение, не буду тянуть одеяло на себя и обойдусь без субъективного вывода.

Второе произведение Куприна, повествующее о том самом «таланте», называется «Поединок». В этом романе автор показывает, как у простого солдата полуразвалившейся императорской армии проявляются чувства, в особенности эта высшая любовь, этот особый «талант». В романе красочно описываются вербальные и невербальные жесты главного героя, тактильные прикосновения, обонятельные ощущения, привязанность — в общем, все, что вытворяет влюбленный человек. Ключевую роль в понимании любви по произведению «Поединок» играет Назанский, духовный наставник главного героя романа. Самые восторженные возгласы Назанский посвящает неразделенной любви, любви страдальческой.

В этой философии «Поединок» похож на «Гранатовый браслет». Такая же мораль, такой же сентиментализм, который мне не по душе.




Талант любви в произведениях Куприна