Тема маленького человека в повести «Человек из ресторана» Шмелева И. С
Тема «маленького человека» была развита Шмелевым в наиболее известном и значительном его произведении этого периода — повести «Человек из ресторана», опубликованной в 1911 году и принесшей автору всероссийскую славу. «Хотелось, — писал Шмелев М. Горькому, — выявить слугу человеческого, который по своей специфической деятельности как бы в фокусе представляет всю массу слуг на разных путях жизни». Повествование ведется от лица официанта Якова Скороходова, который, говоря о благополучных посетителях ресторана, представляет
И чем ближе к вершине этой пирамиды, тем низменнее причины «лакейства».
Исповедь Скороходова, труженика, потерявшего жену и сына, тем не менее не кажется речью озлобленного человека. Хотя «порядочное общество» лишило его даже
Соловьями поют в теплом месте и перед зеркалами, и очень им обидно, что подвалы там и всякие заразы… Уж лучше бы ругались. По крайности сразу видать, что ты из себя представляешь.
А нет… знают тоже, как подать, чтобы с пылью».
Писатель создает образ «маленького человека» со всеми особенностями этого типа. Мечта Скороходова — собственный домик с душистым горошком, подсолнухами и породистыми курами. Герой повести не любит господ не только за их лживость, но и вообще за то, что они люди из другого сословия.
Шмелев сумел по-своему изобразить «маленького человека», которому Ф. М. Достоевский сострадал. Шмелев же пишет о том, что духовное возрождение человека возможно в том случае, если он соберет все свои внутренние силы, а силы эти даны ему Богом. Во многом духовная высота Скороходова объясняется тем, что он христианин.
Тема маленького человека в повести «Человек из ресторана» Шмелева И. С