Тема «маленького человека» в произведениях русских писателей XIX века
1. «Станционный смотритель» А. С. Пушкина. 2. «Шинель» Н. В. Гоголя. 3. «Бедные люди» Ф. М. Достоевского. Судьба простого человека с его бедами и повседневными заботами на первый взгляд может показаться не слишком богатым материалом для литературного творчества. В самом деле, чем может увлечь воображение описание незатейливого быта и однообразного труда?
Однако гениальные мастера слова сумели приоткрыть завесу обыденного существования и показать переживания и чаяния простого человека, нередко глубокие и сильные, порой даже трагические.
Богатые и знатные проезжие не привыкли слишком церемониться со станционными смотрителями, которые в чиновничьей иерархии стояли на самой низшей ступени. Но очарование Дуни обычно способствовало тому, что проезжающие,
Офицер Минский, увезший Дуню, отлично понимает, что станционному смотрителю нечего противопоставить светскому барину: Вырин не богат, не знатен, не имеет высокого чина. Кто всерьез воспримет жалобу такого незначительного человечишки? Да и вряд ли он достучится до кого-нибудь — влиятельные персоны не слишком охотно снисходят до всякой мелочи.
Поступок Минского — увоз простой девушки, которая ему приглянулась, в светском обществе не вызвал бы осуждения, наоборот, создал бы вокруг молодого повесы некий романтический ореол, приятный для его самолюбия. Пренебрежение офицера к простому человеку проявляется в том, что Минский дает Вырину деньги и гонит его прочь, не задумываясь, что у станционного смотрителя есть отцовские чувства, чувство собственного достоинства. Подобное отношение к «маленькому человеку» было распространено в высших кругах общества.
Пушкин показал всю ложность и преступность подобных представлений. Переживания незначительного служащего, внезапно лишившегося дочери, оскорбленного ее любовником, оказываются глубокими и мучительными. Подобные чувства просто неведомы были многим блистательным светским франтам, видевшем в смотрителе лишь элемент дорожного благоустройства. Трагический конец Вырина типичен — на Руси издавна принято любое горе заливать спиртными напитками.
Трагична и судьба Акакия Акакиевича Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель». Однако важно отметить: сам персонаж воспринимает как трагедию утрату новой шинели, между тем как вся его жизнь, в сущности, представляет собой гораздо более горестное зрелище. Однообразное существование, в котором нет ни глубоких душевных порывов, ни сильных стремлений, ни целей, вялое движение от рождения к неизбежному концу… А зачем, ради чего?.. Трагизм повести не снижается и тогда, когда в жизни Акакия Акакиевича появляется цель — новая шинель.
В нее он вкладывает не только собранные путем строжайшей экономии денежные средства, но и силы души, еще не утраченные окончательно от переписывания бумаг. Новая шинель становится для Акакия Акакиевича в некотором смысле священным предметом; стоит ли удивляться страданиям бедного чиновника, утратившего эту драгоценную для него вещь! Нужно отметить, что шинель, конечно, действительно была необходима злополучному чиновнику — ведь старая еле держалась, а в холода тоже надо ходить на службу. Денег на вторую шинель у бедолаги нет.
Но еще больше, чем утрата шинели, потрясло Башмачкинато, как обошелся с ним высокопоставленный чиновник, к которому Акакий Акакиевич обратился с жалобой. Пренебрежение и грубость «значительного лица» сыграли в судьбе бедного чиновника роль более зловещую, чем воры, похитившие шинель. Подлинная трагедия заключается в том, что Акакий Акакиевич оказался абсолютно беззащитным. Гоголь подчеркнул, что его персонаж никому не был интересен и дорог. Действительно у Акакия Акакиевича не было семьи, детей, но намного ли счастливее его оказался Самсон Вырин, у которого была дочь?
Отец в ней души не чаял, а она, уехав с офицером, вспомнила об отце лишь через много лет, когда тот уже умер. Тема «маленького человека» раскрывается и романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди». В письмах, которыми обмениваются герои этого произведения — Варвара Доброселова и ее дальний родственник, чиновник Макар Девушкин — сквозит трогательная забота и дружеское участие. Оба эти человека немало натерпелись в жизни из-за своей бедности и незащищенности. Достоевский показал не только скудное существование мелкого чиновника, но и судьбу молодой девушки, оставшейся без родителей.
По недомолвкам Варвары можно догадаться, что ее родственница Анна Федоровна свела неопытную, чистую девушку с богатым господином Быковым, который, видимо, вскоре бросил ее. А может быть, Варвара, сама убежала от него, глубоко переживая свое унижение. Варвара стала жить своим трудом — только воспоминания о прежних обидах подтачивают ее Здоровье. Ей не на кого опереться, не у кого искать помощи и защиты. Макар Алексеевич, при всем своем благородном отношении к Варваре, при всей своей искренности немногое может для нее сделать.
Однако насколько ценно само его, участие, на которое и Варвара отвечает тем же! Эти люди при первой же возможности стремятся поделиться друг с другом своими трудовыми грошами, написать слово-другое, чтобы подбодрить, утешить, развеселить. Хотя Варвара и Макар Алексеевич живут на одной улице, из своих окон они могут видеть друг друга, лично они общаются не очень часто, чтобы не давать пищу для сплетен.
И все-таки сплетни возникают — некоторые из окружающих склонны видеть в дружеских отношениях молодой девушки и одинокого мужчины нечто неприличное. Как же переживает Варвара! Как умоляет она Макара Алексеевича, пристрастившегося к выпивке, бросить эту пагубную привычку! Как трагедию переживают эти люди предстоящую разлуку.
Хотя, казалось бы, Варвара должна радоваться неожиданной удаче: ей больше не нужно трудиться, не смыкая глаз по ночам, она будет жить в полном достатке — господин Быков женится на ней и увезет ее в свое имение. У нее будет положение в обществе, и уже не будет она подвергаться приставаниям нахальных франтов и сластолюбивых стариков. Мало радости было у Варвары, но дружбу с Макаром Алексеевичем девушка по-настоящему ценит. И он переживает, как сложится ее жизнь, с грустью думает о том, как же он останется один. Общение с Варварой придавало смысла и поэзии его скучной, однообразной жизни.
Достоевскому удалось правдиво показать благородные, высокие чувства, которые встречаются в душах «маленьких людей». В заключение можно сказать, что интерес писателей к жизни небогатых чиновников и служащих, а также крестьян, стал решительным шагом от романтических традиций к реализму — направлению в литературе и искусстве, основным принципом которого является изображение, максимально приближенное к действительности.
Тема «маленького человека» в произведениях русских писателей XIX века