Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
1. Гражданское назначение поэзии. 2. Преемственность творчества Пушкина. 3. Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта». 4. Актуальность и злободневность их стихов.
Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин Широко и многогранно творчество двух гениев русской литературы А. С. Пушкина и М. Ю Лермонтова. В их произведениях затронуты самые разнообразные темы.
Но существует, на мой взгляд, одна тема, которая наиболее ярко определяет духовную близость поэтов. Это проблема
Эхо откликается на любой звук, поэзия должна откликаться на всевозможные изменения окружающего мира. Как эхо остается без ответа, так и поэзия не всегда находит ответное понимание у людей. Пушкин считал, что талант — это Божий дар, который не разменивается, не продается и не покупается. Лермонтов в стихотворении «Поэт» прибегает к сравнению пера поэта с клинком, который когда-то служил наезднику,
Аллегорически Лермонтов говорит здесь об утрате поэтом своего предназначения. Но в его словах присутствует надежда на то, что клинок все-таки вырвется из «золотых ножон» и мастера слова вновь обретут жизненность и силу чувств, которые будут близки читателю. Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья. В одноименных стихотворениях «Пророк» Пушкин и Лермонтов, как мне кажется, наиболее полно выражают свои мысли о назначении поэта и его служении людям. Эти стихотворения являются как бы двумя главами одного произведения.
У них одинаковый ритм и стиль. Пушкин написал свое стихотворение в 1826 году, через несколько недель после казни декабристов. Взяв в основу стихотворения отдельные мотивы VI главы библейской книги пророка Исайи, он далеко уходит от библейского сюжета, изображая иносказательно пророческое назначение поэта.
По толковому словарю слово «пророк» означает «религиозно-политический проповедник, оратор».
В русской поэзии XIX века образ пророка служил для выражения самых передовых общественных идей и ассоциировался с образом поэта-гражданина, обличителя социальных пороков. Имеются сведения, что стихотворение Пушкина «Пророк» входило в число политических, но остальные стихотворения этого цикла до нас не дошли. Пушкин показывает, как поэт превращается в пророка.
Он считает, что у поэта-гражданина должен быть острый взгляд на происходящие вокруг события, чуткий слух, улавливающий и не терпящий фальшь, мудрые слова, способные заставить мыслить и переживать и, конечно, «огненное, пылающее» сердце. Пушкин ставит перед поэтом задачу огромную, но выполнимую для настоящего поэта-гражданина
Восстань, пророк и виждь и внемли.
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Через пятнадцать лет в 1841 году Лермонтов создает своего «Пророка». Это стихотворение как бы продолжает пушкинское, показывая дальнейшую судьбу его пророка.
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Лермонтовский герой не захотел остаться среди людей ценой измены своим убеждениям, вере и предназначению. Он обрекает себя на добровольное изгнание в пустыню, где ему «покорна тварь земная» и звезды слушают его речи.
Лермонтов и сам не раз испытывал непонимание толпы. Жизнь в уединении кажется ему единственным, верным выходом для того, кто хочет познать духовную истину. Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищим, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи. В своем «Пророке» Лермонтов, проводя параллель между миссиями поэта и пророка, говорит о неблагодарности толпы к тем, кто несет ей правду.
Перед нами печальная судьба поэта, посмевшего «глаголом жечь сердца людей». Люди отвергли его: Смотрите ж, дети, на него! Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его. Но герой Лермонтова не озлобился на людей, не стал мрачным отрицателем жизни. И хотя в этом стихотворении не говорится прямо ни о родине, ни о свободе, но оно наполнено пафосом индивидуального гордого подвижничества. Лермонтовский «Пророк» — это произведение о назначении поэта, об изгнании и пустоте окружающей жизни.
Чувство одиночества, разобщенности в царстве произвола и мглы было неизбежным для настоящего поэта-гражданина. Лермонтов сам испытывал это чувство, и оно сообщило его поэзии характер трагический. Как и его «Пророк» Лермонтов имел смелость многое высказывать без прикрас и без пощады. Его стихотворение — это и размышление о своей собственной судьбе.
Сам он неуклонно следовал по избранному пути. И ненависть к свету только обостряла его любовь к «холодному молчанию» русских степей. В стихах Лермонтова часто мелькают строки то Пушкина, то иного полюбившегося ему поэта. Он продолжает мысль уже существующую, но продолжает по-своему.
И это величайшее дарование, продолжая мысль, высказанную другим, выражать мысль новую, неисчерпаемую, глубокую, полную поэтической силы, покоряющую поколение за поколением. Необычайно пронзительно и глубоко по своему воздействию стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», написанное им после гибели Пушкина. Лермонтов видит в Пушкине поэта, который является для него идеалом, чуждым мелочным обидам, которому не нужны пустые похвалы и светские интриги. И умер он — с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печаль. Пушкинский талант расцвел в период общественного подъема, он лично был знаком со многими декабристами. Лермонтов же творил в реакционное время, наступившее после разгрома декабристского восстания.
Но, несмотря на это временное различие, творчество двух великих русских поэтов, отражая самые важные и насущные потребности современности, проникнутое свободомыслием, является одним из лучших примеров высокой гражданственности поэзии.
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова