Тема родины в творчестве М. Ю. Лермонтова
1. Значение темы в творчестве поэта. 2. Отвага русского солдата. 3. Чистота национального характера. Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. А. Н. Радищев Тема родины в творчестве М. Ю. Лермонтова имеет огромное значение.
Поэт с разных сторон подходит к такой родной и тонкой материи, которая становится очень близкой, но в то же время остается на недосягаемом расстоянии. Несмотря на все свои поездки на Кавказ и описание той гордой, дикой и красивой природы, у М. Ю. Лермонтова немало произведений, в которых он описывает как свое отношение
Оно повествует о грозных для нашей страны временах, когда французы решили овладеть всем миром и покорить многие народы. Им противостояли союзы из разных стран, но никто не мог остановить их победного шествия. Только Россия, пожертвовав своей столицей — Москвой, смогла оказать неприятелю достойное сопротивление. Первая победа, которую она одержала,
Но это не сломило дух русского народа, который под руководством умелого полководца М. И. Кутузова все же смог выгнать неприятеля из Москвы и заставить его идти по разоренной дороге. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» нет пафосных речей и воспевание заслуг воинов. В них не осуждается наше отступление, позволившее отставить столицу в лапах врага. Ведь в каждой строчке мы слышим боль, которая терзает сердце поэта-патриота.
Через детали, отдельные образы перед нами предстает подвиг обыкновенного солдата, который смог выстоять в этом сражении и быть готовым к новым битвам только потому, что он воин. — Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Для преподнесения такого волнующего материала М. Ю. Лермонтов использует диалоговую форму. В ней, возможно, юный мальчик интересует историей своей родины. И в этом случае ему очень повезло, так как он беседует со свидетелем такого знаменательного события. Рассказчик умело через повествование показывает весь жар боя.
Нам становится понятно, что каждый из них стоял до конца, не пуская врага не только в столицу России, но и в свое сердце. И тогда объяснима нетерпимость солдат, ждущих решающего сражения. Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?» Кажется, что мы сами оказываемся на поле сражения и ждем с нетерпением разрешения такого накала страстей. Нам хочется поучаствовать в этой битве, чтобы внести свою лепту в общее дело победы. Ведь, наверное, и мы сможем, как простой солдат забивать ядра в пушку и стрелять.
Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Так описание битвы становится очень близким любому из нас.
Подобное ощущение создается потому, что поэт говорит в произведении от имени народа. Ведь он со своим воинским духом и моральными устоями всеми силами старается не пустить француза в свое сердце и душу — Москву. Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Для описания народной массы, способной противостоять басурману, М. Ю. Лермонтов использует и просторечные выражения, характерные для нашего народа и восприятия действительности. Они в лаконичной и в то же время интересной форме передают ощущение напряженности.
Народные и просторечные выражения такие, как «у наших ушки на макушке», «французы тут как тут», показываются не с помощью чеканного поэтического языка, а через говор простого Солдата. Таким образом в стихотворении наряду с пониманием описанной М. Ю. Лермонтовым ситуации представлено восприятие решающего сражения солдатом. И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут.
У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. М. Ю. Лермонтов очень умело использует в своем повествовании один прием. Всю отвагу русского войска он показывает через отдельные личности.
И этим поэт дает понять, как важен каждый воин и его твердость в сражении. Ведь победа только тогда будет полной, когда каждый солдат внесет свой неоценимый вклад в общую победу. А в реальной истории таковым был корпус Н. Н. Раевского, который получил в народе название «батарея Раевского». Именно она очень долго сдерживала неприятеля, тем самым помогая другим частям или наносить новые удары, или, при необходимости, отходила, сохраняя солдат для нового наступления. Так складывается ощущение, что на всем поле сражения мы выступаем наравне с французской армией, закаленной в многочисленных боях, и отстаиваем свои позиции.
Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень. М. Ю. Лермонтов правдоподобно описывает бородинские события. Несмотря на то что стихотворение было написано в честь 25-летия Отечественной войны 1812 года, поэт сохраняет правдоподобие в описании. Он показывает не только превосходство русского духа и оружия. Также мы видим, что и француз празднует свою победу.
М. Ю. Лермонтов умелой кистью историка и поэта рисует нам полотно под названием «Бородинское сражение». Прилег я вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. Но вскоре наступил решающий день. И не один из противников не хотел сдаваться.
Все напряжение такого исторического сражения М. Ю. Лермонтов смог передать в своем стихотворении. Вам не видать таких сражений! Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Даже сама земля вторила такой битве. Она тоже стонала от напряжения, ведь на ее поверхности все смешалось: люди, кони. При этом залпы орудий образовали протяжный вой. Но и этот день сражения был на подходе.
Однако он снова не выявил победителя. В истории по-разному толкуется исход Бородинского сражения. Русские войска отступили, французы же смогли войти в Москву.
Однако в этой битве победила русская армия, которая противостояла наполеоновским войскам и сломила дух неприятеля, пришедшего к нам с мечом. Поэтому М. Ю. Лермонтов показывает, что выстоял в этом противостоянии именно русский народ несмотря на то что в строчках чувствуется горечь утраты Москвы. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы! В творчестве М. Ю. Лермонтова есть и произведения, где в заголовке указан дорогой и близкий сердцу поэта объект — родина. Именно она и становится центральным образом всего поэтического текста, ей и признает в любви лирический герой.
Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Каждое ее проявление становится очень близко его сердцу. И лирический герой пытается в стихотворных строчках понять: чем дорог ему этот уголок. Он словно ведет с нами диалог, показывая все неоднозначные оттенки ее «характера».
И перед нами предстает величественная красота родного края, способного превратить полноводные реки в бескрайние моря. Но я люблю — за что, не знаю сам — Ее степи холодное молчанье, Ее лесов безбережных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям… Но ведь родина это не только природа, это и люди, которые ее населяют. Так, в стихотворении «Родина» появляются русские народные атрибуты: телега, деревни, жнивы.
Они наполняют картину, описанную лирическим героем не только предметами, но и запахами. Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень; Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз… Критик И. Л. Андроников замечал, что в стихотворении показана чистота национального характера. И она проявляется в поведении русского человека, который может оставаться естественным в таком царственном окружении. Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.
М. Ю. Лермонтов обращается к разным граням такого поэтичного образа, как родина. И видно, что поэт любит и восхищается любым ее проявлением. Она же в свою очередь находит отзвуки не только в его сердце, но и в поэтическом полотне, которым мы может восхищаться и спустя века.
Тема родины в творчестве М. Ю. Лермонтова