Тема судьбы в произведениях М. А. Шолохова

Ничто не кончено для того, кто жив.

Р. Роллан

Есть в истории человечества художники, произведения которых определяют на многие годы развитие мыслей, чувств, мироощущений целых поколений. Сила их творчества такова, что не подвластна она ни границам, ни разности языков, ни времени. В числе таких художников по праву называют имя Михаила Александровича Шолохова — писателя, лауреата Нобелевской премии.

Жизненность его героев, гуманизм и твердая вера в победу добра, высокая духовность — вот что делает творчество Шолохова по-настоящему

народным, по-настоящему нужным людям.

Трудно рассказать о личности такого крупного писателя, и я хочу лишь дать представление о некоторых чертах человека, художника слова, общественного деятеля М. Шолохова.

Великие писатели открывают нам новый, прекрасный и неизвестный мир — мир героев, мир природы. Истинный художник и узнается, прежде всего, по этому своему миру жизни, миру человеческих страстей и надежд. Бесконечно многообразен этот мир.

Шолохов вошел в литературу как певец народа, певец мощных характеров, живущих всей полнотой человеческих чувств. Григорий Мелехов, Аксинья, Наталья, Семен Давыдов,

Макар Нагульнов, Андрей Соколов, Лопахин, Звягинцев. Мы не можем представить свой нравственный и эстетический опыт без этих героев Шолохова, которые вошли в наше сознание, нашу жизнь как близкие и дорогие люди.

Искусство по самой своей природе поддерживает чувство общности, сознания единых судеб человечества, оно обращается к самому благородному, доброму в человеке, в нем вера в человека, вера в будущее человечества.

Таким подлинным искусством является творчество М. А. Шолохова. Поэтому так важно обращение к нему, проникновение в его мир.

Нa протяжении более чем 55-летней творческой деятельности Шолохов неизменно утверждал высокое назначение искусства, веронал в его способность благотворно воздействовать на человечество.

«Говорить людям правду — подчас суровую, но всегда мужественную, укреплять в человеческих сердцах веру в будущее, в свою силу, способную построить это будущее», — так определял Шолохов задачи литературы в речи после вручения ему Нобелевской премии в декабре 1965 года.

Почему мы сегодня говорим о Шолохове? Потому что это делает нас сильнее, человечнее.

Через всe произведения Шолохова проходит всепобеждающий мотив жизни. Через страдания, горе и утраты проходит утверждение несокрушимой силы жизни. Оно прозвучит в самых трагических обстоятельствах: в фашистском лагерном бараке, в котором оказался пленный русский солдат Андрей Соколов; во время трагического летнего отступления 1942 года, когда Звягинцев увидит обугленный пшеничный колос, и он напомнит ему о том, что было для него и для многих миллионов жизнью.

Этот победоносный мотив прозвучит в лирических отступлениях «Тихого Дона», «Поднятой целины».

Своеобразным поэтическим гимном звучит описание зимней степи в «Тихом Доне» накануне верхнедонского восстания, тяжкого по своим последствиям для казачества. «Ho иод снегом все же живет степь. Там, где, как замерзшие волны, бугрится серебряная от снега пахота, где мертвой зыбью лежит заборонованная с осени земля, — там, вцепившись в почву жадными, живучими корнями, лежит поваленное морозом озимое жито… И оно встанет, выждав время!

Будут жить в нем перепелы, будет звенеть над ним апрельский жаворонок. И так лее будет светить ему солнце, и тот же будет баюкать его ветер».

Для Шолохова жизнь природы и жизнь людей — единое проявление вечно творящего потока. Отсюда следует одна из главных особенностей поэтического мышления Шолохова: переживания, чувства людей находят свое выражение в сходных явлениях жизни природы. Жизнь природы же нередко получает но и лощение в явлениях, сходных с чувствами и переживаниями людей.

Всем памятны финальные страницы «Тихого Дона», повествующие об утратах, о страшном горе, которое переживал Григорий Мелехов, потерявший свою Аксинью. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. В этом образе «выжженной палами степи», над которой «не гнездует птица, стороною обходит ее зверь», с огромной трагической мощью было выражено душевное состояние Григория, потерявшего самое дорогое, что еще связывало его с миром, с жизнью.

Любовь к человеку в творчестве Шолохова — это и любовь к окружающему его миру. Художник с поразительной силой воссоздает мир, окружающую жизнь, показывает те незримые нити, которые связывают человека с природой, землей.

Через все книги Шолохова проходит любовь к родной земле, к родной донской степи.

Из самой глубины любящего и сострадающего сердца вырвалось былинное по своему характеру описание донской степи в «Тихом Доне»: «Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом!

Вилюжины балок суходолов, красно-глинистых яров, ковыльный простор с затравившим гнездоватым следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою прекрасную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!»

Глаз Шолохова повсюду видит бесконечное многообразие жизни. Он открывает нам скрытую красоту неисчислимых проявлений ее.

Любить человека, любить жизнь во всех ее проявлениях — один из немеркнущих заветов русской классической литературы. Такой подход — в самом характере поэтического мышления Шолохова. Он органичен для писателя-гуманиста.

Современный человек все больше осознает свою связь и зависимость от мира природы, взаимообусловленность и связь всего сущего. Книги Шолохова возвращают человечеству сознание единства жизни. Одним этим он вносит неоценимый вклад в сокровищницу социального и нравственного опыта, накопленного человечеством за всю его историю.

Шолохов писатель, творчество которого исходит из понимания бесконечных творческих сил народа. Революционное переустройство мира приветствуется им как естественное выражение извечного стремления человека к счастью, свободе и творчеству.

Судьба человека в эпосе Шолохова всегда соотнесена, обусловлена историческим бытием народа. Эта масштабность этического мышления — коренное свойство таланта М. А. Шолохова.

В его произведениях человек — не песчинка, брошенная в мир для того, чтобы страдать. Созидая и разрушая, радуясь и страдая, терпя горе и лишения, он ищет пути для понимания. В нем присутствует или рождается, пробуждается чувство исторической ответственности, причастности ко всему, что происходит с ним или с другими.

Через все творчество Шолохова проходит утверждение социальной активности, героического дерзания, гордости и человеческого достоинства.

Нe случайно ко многим своим героям Шолохов применяет эпитет «гордый» — гордая Аксинья, гордая Ильинична… Само это определение выражает то человеческое, мужественное, что отличает любимых героев писателя. Неистребимая любовь к жизни становится одним из важнейших проявлений человеческой сущности.

Co страниц книг М. А. Шолохова встает настоящая жизнь, и, может быть, это самая высокая оценка творчества великого художника XX века.

Все творчество М. А. Шолохова стало убедительным свидетельством творческих возможностей русской литературы, искусства, которое бесстрашно вторгается в самые сложные общественные явления и которое стремится познать сокровенные тайны человеческой жизни в сопоставлении с движением и развитием истории.

Творчество Шолохова — свидетельство неисчерпаемых духовных, созидательных сил нашего народа.




Тема судьбы в произведениях М. А. Шолохова