Тема в литературе определение

Тема. Слова «тема» в «Словаре Академии Российской, по азбучному порядку расположенном» — нет. Но зато Пушкин в «Евгении Онегине» рифмует тему как совершенно привычное слово : «Перед хозяйкой легкий вздор/ Сверкал без глупого жеманства,/ И прерывал его меж тем/ Разумный толк без пошлых тем…

«

Слово «тема» употребляют, вдумываясь всегда в его смысл, многие наши писатели. Некрасов призывает поэта, овладевающего мастерством: «Форме дай щедрую дань/ Временем: важен в поэме/ Стиль, отвечающий теме». А П. Коган

говорит о вдохновенном, но не вполне удачном стихотворном опыте своего героя из поэмы «Первая треть» так: «Едва ль он тему покорял -/ Скорее тема покоряла… «

Пишет и современная критика о «владении темой и предметом». Тема — слово привычное, но она может обмануть читателя, когда у писателя нет «владения» ею. Она может быть серьезна, она может требовать особого стиля, ей отвечающего, но бывают, по Пушкину, и «пошлые темы», неразумные разговоры о них.

Тема — это, собственно, и есть предмет сочинения, предмет рассуждения, разговора: то, о чем говорится или пишется. Скажем, русская национальная

жизнь начата XIX в. есть тема «Войны и мира», а приключения морских охотников — это, говоря в общем, тема романа Мэлвилла «Моби Дик». Общее представление о теме дают знакомые по критике обороты «произведение на рабочую тему» , «современная по теме повесть» . С той или иной темой в художественную литературу входят люди разных эпох — от времен Троянской войны до жизни американских индейцев или строителей современного индустриального советского города. Она обеспечивает произведению интерес читателя обилием жизненного материала.

Тема, сам выбор которой есть нередко акт творчества и даже гражданской смелости, делает искусством то. что раньше считалось чуждым для изящной словесности. А с необычным героем приходят новый, свежий язык, новые конфликты, новые идеалы.

Как видно, тема в художественном произведении значит немало. Но почему же тему надо «покорять»? Здесь бытового представления о теме, сколь это слово ни было бы издавна знакомо, уже недостаточно. Здесь надо знать слово как строгий термин в ряду других терминов.

Обратимся за некоторыми полезными сведениями к одному из наиболее «литературоведческих» произведений Пушкина — к «Египетским ночам». Разговор здесь идет о тайнах поэтического вдохновения, и наряду с «рифмой», «воплощением», «импровизацией», «эпиграммой», «строфой» здесь не раз упоминается тема. Каким же образом?

Заезжий итальянец-импровизатор получает заказ от поэта Чарского: «Вот вам тема: поэт сам избирает предметы своих песен; толпа не имеет права управлять его вдохновением». И Чарский слышит: «…Таков поэт: как Аквилон,/ Что хочет, то и носит он -/ Орлу подобно он летает/ И, не спросясь ни у кого,/ Как Дездемона, избирает/ Кумир для сердца своего…»

Не чувствуется ли разница между темой как таковой, отвлеченно и сжато названной в заказе Чарского и ее воплощением? То, что разница есть, показывают сами стихи, показывают яркие образы, мастерски находимые импровизатором.

Затем Чарский устраивает гостю вечер-концерт, и тот просит посетителей назначить несколько тем», чтобы тут же развить любую из них в стихотворение. Из пяти тем выбирают жребием любовь Клеопатры, покупаемую ценой жизни. И сразу же льются звучные, мощные стихи.

Но только лишь прочитано блестящее вступление, как именно тут «Египетские ночи» Пушкина обрываются.

Размышления над малой и даже незавершенной миниатюрой помогают разобраться в самом существенном. Чтобы понять место темы в художественной литературе и место этого понятия среди других понятий и терминов, зададим себе один простейший вопрос: почему нам досадно, что мы не до конца прослушали импровизацию? Ведь тема нам известна!

Или почему мы сожалеем, что «Египетские ночи» — незавершенная вещь Пушкина?

Зная о чем заговорил импровизатор, зная тему, мы так и не узнаем, что хотел он об этом сказать. Чувствуя, что Чарский вступил с нищим чужеземцем в какие-то таинственно-братские отношения художника с художником, мы так и не узнали, как эти отношения разовьются и каков их исход. Зная, что Пушкин был накануне блестящей поэмы «о Клеопатре» , мы так и не прочитаем эту поэму до конца.

Эта разница между темой и ее решением крайне важна. Тема — значительная, но относительно пассивная сторона в творчестве. А вот проблема, поставленная на этой теме; а вот мастерство художественного воплощения — это те стороны творчества, в которых активность таланта сказывается наиболее наглядно.

И мы ждем вслед за темой еще и проблемности произведения, еще и мастерства художника в развитии темы, в разрешении проблем.

Тему для импровизации — подсказывает Пушкин в «Египетских ночах» — художнику мог предложить каждый: и «секретарь неаполитанского посольства», и «два журналиста», и др. Но только художник мог извлечь из темы скрытые в ней возможности для мысли; только талантливый поэт облекал свои мысли в прекрасные стихи.

Вот почему, кроме убедительной, значимой темы, писателю для художественного успеха нужно еще многое. Недостаточно пышных имен «Клеопатра», царица «Тамара» — нужен еще и дар поэта-лирика, нравописателя, пейзажиста. Недостаточно грандиозности событий 1812 г. — нужна глубокая народность, философская глубина авторского мышления, чтобы из-под пера вышло не «Кавалерист-девица», а «Война и мир» или «Хаджи-Мурат». Недостаточно, если выражаться терминами, самой и одной только темой — нужен сюжет, нужен конфликт, нужен и стиль, отвечающий ей.

Все это и означает, что такое «темой покорять».




Тема в литературе определение