Тема войны и гуманизма в творчестве великих писателей
Все великие писатели мира были гуманистами. И при историческом различии их идеалов в них сохраняешь нечто общее. Шекспир и Гете, Мольер и Бальзак, Пушкин и Толпой — все они мечтали о красоте и правде человеческих щ ношений, освобожденных от корысти и фальши, от Жестокости и принуждения. Свою веру в будущее, в силы человека великие гуманисты всех времен черпали в народных идеалах.
Их пробуждали народные движения, их вдохновляли шаги прогресса, победы человеческого труда и мысли. Их противоречия в поступательном движении человечества на
Выковывались новые цепи для народов, М это заставляло некоторых крупнейших художников отвергать буржуазный прогресс и в прошлом искать оплота своим мечтам о будущем.
При всем могуществе их прозрений, при всем значении для человечества их художественных открытий писатели-гиганты прошлых веков оставались сынами никто времени и разделяли многие его предрассудки, и заблуждения. Мыслители и художники, подобные Гете, Бальзаку и Толстому, страшились жестокости
В отсутствии или неясности реальных перспектив преобразования мира, воплощения в жизнь идеалов справедливости и человечности, добра и разума были историческая трагедия гуманистов прошлых веков.
Крупнейшие писатели Европы — Анатоль Франс и Ромен Роллан, Бернард Шоу и Теодор Драйзер — выступили в защиту мира и гуманрзма во всем мире. Ромен Роллан принадлежал к поколению писателей, духовно формировавшихся еще в XIX в. Он родился в 1866 г. и выступил с первыми произведениями в 90-е годы. В начале нового века Ромен Роллан работал над книгой о жизни Бетховена и в то же время вынашивал замысел одного из главных творений своей жизни -| цикла романов «Жан Кристоф» . Он хотел создать образ современного героя, который мот бы встать вровень с замечательными людьми прошлого, образ героя-творца, человека с пламенным и чистым сердцем.
Его герой, немецкий музыкант Жан Кристоф Крафт, духовно близок Бетховену. Он стремится к вершинам духа, к вершинам творчества и сталкивается с убожеством, мещанской пошлостью, торжествующим цинизмом буржуазного мира.
В десятитомном цикле романов Ромен Роллан развертывает историю жизни своего героя от рождения до смерти. Мечта о братстве людей с чистой совестью, представляющих собой истинный цвет наций Европы, озаряет жизнь Кристофа. Это мечта самого Роллана, Для осуществления ее нужно бороться за преобразование всей системы людских отношений.
Но Жан Кристоф после долгих исканий и трагических потерь отходит от революционной борьбы. Призыв автора «Жана Кристофа» к дружбе наций прозвучал накануне первой мировой войны. Чувствуя ее приближение, Ромен Роллан бросил еще один «вызов войне» — он создал самое жизнерадостное свое произведите «Кола Брюньон».
Эта повесть — гимн жизни и Творчеству, гимн свободолюбию и человечности.
Как и его герой, вышедший из бурного XVI столетия, Ромен Роллан всеми силами души ненавидел войны, затеваемые хищниками. Он выступал против войны, обличал ее поджигателей, но был в эти годы одиночкой, стоящим вне политических лагерей. Фашистский микроб множился в кровеносных сосудах дряхлеющего капиталистического мира. И особенно усиленно начал он плодиться в Германии, где свили гнездо милитаристы и реваншисты, где он нашел питательную почву и в стихии мещанства, немецкого бюргерства.
Против милитаризма, против захватнических войн и их поджигателей выступили немецкие писатели-гуманисты.
С романом «Спор об унтере Грише» выступил в 1927 г. Арнольд Цвейг. Это была книга о солдатской жизни в годы первой мировой войны, в ней рассказывалось судьбе русского солдата Григория Папроткина, пытающегося бежать из лагеря военнопленных, схваченный и расстрелянного вопреки решению военного суда, признавшего его невиновным. Судьба унтера Гриши вставляла читателей задуматься над судьбами государства, в котором беззаконие становится нормой, в котором произвол реакционной военщины в споре за жизнь Человека торжествует победу над справедливостью и правом.
И множество достойных людей, те, кого не успели бросить в лагерь или убить, покинули страну. Среди них были и коммунисты, и не принадлежавшие ни к каким! политическим партиям. Политическими эмигрантами стали лучшие писатели Германии: братья Генрих и Томас Манны, Иоганнес Бехер и Бертольт Брехт, Вилли Бредель, Арнольд Цвейг, Леонгард Франк, Лион Фейхтвангер, Эрих Мария Ремарк и многие другие, не покрывшиеся фашизму.
Советская Армия принесла освобождение народам Европы.
Земли советской доблестным сынам, Героям, вставшим защищать народы, Хвала и честь, венец бессмертья вам, Хранителям отчизны и свободы! — Иоганнес Бехер.
Из дыма и пыли послевоенной разрухи вставали к повой жизни молодые демократические республики. Двадцатый первый век вступил во второе десятилетие. Человечество вступило в новый этап своей истории.
Литература и искусство активно участвуют в острой и сложной борьбе двух идеологий, не утихающей ни на миг в современном мире. Познать и открыть людям правду жизни, указать им пути к будущему, объединить их в борьбе за счастье пробудить в человеке мужество, волю к подвигу, к созиданию — такие цели ставит передовое искусство.
Тема войны и гуманизма в творчестве великих писателей