1.«Недаром помнит вся Россия.» 200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова.
Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М. Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М. Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т. п.
2. Вопросы, заданные человечеству войной
Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне с опорой на произведения отечественной и мировой литературы. .
3.Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
4. Спор поколений: вместе и врозь
Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т. п. с опорой на произведения отечественной и мировой литературы. .
5
Чем люди живы?
Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия на материале отечественной и мировой литературы. .
Краткий комментарий к тематическим направлениям подготовлен специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
Дайджест:
- Произведения с Книжной полки, которые можно использовать при написании сочинения 2014-2015 года1.»Недаром помнит вся Россия.» 200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова. Произведения поэта, изучаемые в школе. 2.Вопросы, заданные человечеству войной 1.Е. Карпов «Меня зовут Иваном» 2.В. Дегтев «Крест» 3.И. Бабель «Прищепа» 4.Г. Садуллаев «День Победы» 5.Н. Евдокимов «Степка, мой сын» 6.А. Борзенко «Пасха» 7.Б. Екимов «Ночь исцеления» 8.А. Толстой «Русский характер» 3.Человек и природа в отечественной и ... Читать далее...
- Итоговое сочинение изложение. 2015-2016 учебный годСовет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, озвучил открытые тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года. В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь». Пятое направление названо «Год литературы». Комментарии к пяти направлениям разработаны специалистами ... Читать далее...
- Основные проблемно-тематические направления ранней лирики А. С. ПушкинаРазговор о лирике А. С. Пушкина следует начать с первой половины 20-х годов XIX столетия, так как именно этот период оказался для него весьма плодотворным, в том числе и в области лирики. Этот период можно назвать временем полного освобождения поэта от какого бы то ни было ученичества, временем становления его оригинальности. Ссылка на юг явилась ... Читать далее...
- Сочинения на ЕГЭ по литературе 2015 годаСочинения на ЕГЭ по литературе имеют огромное значение в оценке знаний учащихся. Тот факт, что из 44 первичных баллов за сочинения можно набрать 30 баллов, говорит сам за себя. Всего на экзамене вы должны написать Пять сочинений заданий с развернутым ответом. , к каждому из которых предъявляются свои требования, заложенные в «Критериях проверки и оценки ... Читать далее...
- ТЕМЫ ПРОБНОГО СОЧИНЕНИЯ. Как они вам?ТЕМЫ ПРОБНОГО СОЧИНЕНИЯ. Как они вам? 001.Имеет ли смысл человеку спорить с судьбой? По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова. 002 Зачем человек бросает вызов судьбе? По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова. 003.Спорить с судьбой или принимать ее? По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова. 004 Какие произведения М. Ю. Лермонтова ... Читать далее...
- Национальное своеобразие русской литературы. Литературные направления 1840-х годовСущественные изменения в содержании и формах русской художественной литературы, знаменовавшие ее переход на новую ступень исторического развития, происходили уже в 1840-е годы. В стране господствовала атмосфера тяжелой правительственной реакции. Литература и журналистика находились под невыносимым цензурным гнетом. Но глубокие сдвиги, наметившиеся в недрах русского общества, активизировали общественную мысль и возбуждали новые идейные интересы. К середине ... Читать далее...
- Рекомендации по написанию сочинения на ЕГЭ 2015 годаМногие учителя требуют от учеников в начале работы писать вступление. Уверяю вас, что этого делать не нужно. Во-первых, вы порождаете логические ошибки. Во-вторых, появляются речевые повторы, грамматические несогласования. Берите быка за рога: формулируйте сразу проблему! Одну! Помните, что если вы поставите в начале сочинения две-три проблемы, то обязаны их и раскрывать! Иначе — логика нарушена. ... Читать далее...
- Развитие реалистического направления в литературахРазвитие реалистического направления в литературах различных стран Азии шло своими путями. Так, в литературе Индии развитая романтическая тенденция взаимодействует с элементами критического реализма. В литературе Афганистана в этот же период главную роль играют тенденции просветительского реализма. Критический реализм начинает складываться в литературе Афганистана только после второй, мировой войны. В литературе появляются новые герои представители прогрессивной ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 12 сборника Н. А. СенинойНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания учебника русского языка: «Художественное слово может быть исполнено силы и энергии, но может выражать и сомнение, нерешительность, колебание, грустные размышления, сочувствие» Цитата из учебника русского языка подтолкнула меня на такую мысль: сила образов художественной литературы состоит в том, что они обращены не только к нашему разуму, но и к чувствам. ... Читать далее...
- Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизниНаиболее непосредственно и прямо цели А. Н. Островского, его идеология воплощаются в реалистических пьесах, овеянных в той или иной мере романтикой, в таких как «Доходное место», » Гроза » и » Бесприданница » Здесь прекрасен сам предмет изображения — ведущие положительные герои. Той же цели, устремляя читателей и зрителей к морально-прекрасному, служат и обличительно-сатирические пьесы ... Читать далее...
- Памятка по написанию выпускного сочиненияПамятка выпускнику Требования к сочинению 1.К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. Можно обойтись и без эпиграфа.. 2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или мировой литературы. 3. Важно выполнить требования критерия №1 «Соответствие теме». Данный критерий нацеливает на проверку содержания ... Читать далее...
- Исикава Такубоку основоположник направления в поэзии в форме танкаИсикава Такубоку стал основоположником реалистического направления в форме танка. И не только основоположником — до сих пор ни один японский поэт не достиг в танка тех вершин реалистического мастерства, которые были доступны гению Исикава Такубоку. Стиль пятистиший Исикава Такубоку отмечается предельной простотой выражения и вместе с тем глубоким психологизмом, отсутствием принужденности, а из-за этого — ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 9 сборника тестов И. П. Цыбулько. 3 сочинения учеников Светланы Николаевны Мищенко«И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сел и городов», — пишет В. Астафьев. Я думаю, что это высказывание подчеркивает необходимость создания таких мест, где животные смогут жить легко и беззаботно. Хотя, конечно, в их жизни все не так просто, но ... Читать далее...
- Важнейшие направления развития дореволюционного творчества МаяковскогоВажнейшие направления развития дореволюционного творчества В. Маяковского. В первом этапе творчества Маяковского отчетливо прослеживаются две тенденции, определяющие содержание и стилистические особенности его лирики и поэм. Прежде всего Маяковский выступает обличителем современного буржуазного общества. «Пощечина общественному вкусу» — так назывался манифест футуристов, где они определяли принципы своего отношения к миру и поэзии. Решительная нигилистическая расправа с ... Читать далее...
- Основные направления литературной критики в истории культуры XIX векаВ истории русской культуры XIX в. выдающуюся роль играла литературная критика. Еще со времен декабристов и тем более Белинского стало традицией обращение критики к проблемам не только чисто литературным, но и общественно-политическим, философским, нравственным. В период подъема общественного движения, в канун первой революционной ситуации, когда особенно возросло значение литературы и журналистики, в русской критике Также ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 10 cборника Н. А. СенинойНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л. В. Щербы: «Без существительного, явного или подразумеваемого, нет прилагательного». Известный лингвист Л. В. Щерба говорил: «Без существительного, явного или подразумеваемого, нет прилагательного». Как я понимаю эту фразу? В словосочетании и в предложении прилагательное всегда связано с существительным и полностью согласуется с ним, то есть употребляется в том же роде, ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 6 Сборник И. П. ЦыбулькоНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». В Литературной энциклопедии есть такое высказывание: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать ... Читать далее...
- Какой учебный предмет я больше всего люблю и почемуЯ очень люблю уроки литературы. На них узнаешь много интересного о писателях, поэтах, их произведениях. Этот предмет воспитывает любовь к книге. Я уверен, что она должна занимать большое место в жизни каждого человека. Книга своими корнями уходит в далекое-далекое прошлое. Когда наши предки более или менее осознанно начали изучать окружающий их мир, то они стали ... Читать далее...
- На тему: Какой учебный предмет я больше всего люблю и почему?Какой учебный предмет я больше всего люблю и почему? Я очень люблю уроки литературы. На них узнаешь много интересного о писателях, поэтах, их произведениях. Этот предмет воспитывает любовь к книге. Я уверен, что она должна занимать большое место в жизни каждого человека. Книга своими корнями уходит в далекое-далекое прошлое. Когда наши предки более или менее ... Читать далее...
- Алгоритм написания итогового сочинения. Практические советыРебята, при написании и проверке сочинения следуйте советам опытного учителя. 1.Вступление 60-70 слов. : Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения? Отражено ли это во вступлении? Намечена ли цель сочинения? Сужена ли тема? 2.Есть ли переход к основной части? — Эта проблема поднимается во многих произведениях русской мировой, современной, .. литературы.. — Так, в ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 11 сборника Н. А. Сениной вариант 2Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Морфология предлагает синтаксису средства связи — возможность словам соединиться». Авторы учебника русского языка утверждают: «Морфология предлагает синтаксису средства связи — возможность словам соединиться». Как я понимаю эту фразу? Морфология, изучающая части речи и способы изменения слов, помогает синтаксису соединить слова в словосочетания и предложения. Приведу ... Читать далее...
- Все о выпускном сочинении 2015 годаСочинение — пропуск к сдаче ЕГЭ Без успешной сдачи сочинения выпускник не будет допущен к экзаменам. На настоящий момент общая концепция сочинения такова: — К началу учебного года опубликуют 5 открытых направлений тем итогового сочинения. — Каждое направление будет содержать набор закрытых тем, которые будут опубликованы в день написания сочинения. Одна тема для каждого часового ... Читать далее...
- Вступительная и заключительная части сочинения-рассужденияВступительная и заключительная части в сочинении-рассуждении могут быть правильно написаны только при одном условии: если главная часть содержит основные элементы рассуждения — тезис и аргументы. Вступление в сочинении нужно, во-первых, для того, чтобы подготовить читателя к восприятию нашего рассуждения, во-вторых, без него бывает невозможно раскрыть тему. Вступление иногда может отсутствовать, т. е. сочинение-рассуждение можно начать ... Читать далее...
- План КИМа ОГЭ — 2015Задание Нумерация 2014г. Проверяемые элементы содержания 1 С1 Изложение 2 А1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста 3 А3 Выразительные средства лексики и фразеологии. 4 А6 Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание 5 А7 Правописание суффиксов различных частей речи кроме — Н-/-НН-. . Правописание — Н — и — НН ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 год по тесту 9 вариант 2. сборника Н. А. СенинойНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Просторечные слова служат характеристиками явления в кругу бытовых отношений, сообщают речи непринужденность. Именно благодаря обилию просторечных слов в речи героя читатель может точнее представить не только его характер, но даже социальный статус». Просторечие — это слова, выражения, грамматические формы и конструкции, свойственные малообразованным носителям языка. ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года из Открытого банка заданий 5.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н. С. Валгиной: «При помощи тире передается высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряженность». Человеческая речь немыслима без эмоций. В устной речи мы выражаем их короткими или долгими паузами, повышением или понижением интонации. А как выразить эмоции в письменной речи? Конечно же, при помощи знаков препинания. Так, важную и ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 9 сборника Н. А. СенинойНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Просторечные слова служат характеристиками явления в кругу бытовых отношений, сообщают речи непринужденность. Именно благодаря обилию просторечных слов в речи героя читатель может точнее представить не только его характер, но даже социальный статус». Авторы учебника русского языка утверждают, что «просторечные слова служат характеристиками явления в кругу ... Читать далее...
- Рекомендации по написанию сочинений по пятому направлению Чем люди живы?Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия на материале отечественной и мировой литературы. . Формулировка «Чем люди живы?» подразумевает, что люди живы духовными ценностями: любовью к ближнему, верой в Бога, мечтой, верой в справедливость, в дружбу. Тема любви. А. Н. Островский «Гроза» Пьеса «Гроза» — ... Читать далее...
- Расцвет сентиментализма как литературного направленияСреди сентименталистов наибольшей творческой самостоятельностью отличался Иван Иванович Дмитриев, основные произведения которого относятся еще к XVIII в. Сотрудничая с Карамзиным в «Вестнике Европы», Дмитриев писал в эти годы почти исключительно в басенном жанре. Заимствуя сюжеты у Лафонтена и других французских поэтов, придавая стилю басни черты салонного изящества, Дмитриев сумел все же отразить некоторые стороны реальной ... Читать далее...
- Новые литературные направления начала ХХ векаНесмотря на большую разницу между двумя партиями интеллигентов-радикалов, у них были и некоторые общие незыблемые принципы: в первую очередь, агностицизм и стремление подчинить все человеческие ценности идее социального прогресса и политической революции. Образованные консерваторы и славянофилы тоже взяли за правило ставить политическое и социальное превыше всех остальных ценностей, и православие рассматривалось ими в первую очередь ... Читать далее...
Тематические направления сочинения на 2014-2015 учебный год