Темы и идеи од Ломоносова

Тему «Вечернего размышления о Божием величестве при случае, великого северного сияния» можно определить как вос­торженное преклонение перед могуществом Творца, сумевшего создать тысячи обитаемых миров, создать пространство настоль­ко бескрайнее и насытить его настолько неисчерпаемыми загад­ками, что ум отказывается воспринимать и вмещать в себя такое разнообразие.

Так, смысл строчек «Открылась бездна, звезд полна; \\ Звез­дам числа нет, бездне — дна» в том, что при проявлении не­большой наблюдательности можно обратить внимание

на неис­черпаемость мира, свидетельства которой находятся совсем близко. Вселенная тогда предстает настолько безграничной и не­понятной в своей сложности, что ее можно сравнить только с бездной, наполненной бесчисленными звездами. Сама мысль об этом будоражит ум и воображение, вызывает невольные размыш­ления о необыкновенной сложности божеского творения.

Тем не менее главная мысль произведения состоит в том, что разум для того и дан человеку, чтобы тот сумел постичь законы мира, научился задавать «натуре» вопросы, искать и находить на них ответы.

Тему «Оды на день восшествия на всероссийский

престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» можно определить как возвеличение преобразований Петра I, утверждение национальной самодостаточности и само­бытности русского государства, огромных природных богатств страны и великих способностей русского народа.

Двадцатилетнее царствование Елизаветы Петровны началось в ноябре 1741 года. Ода написана к шестой годовщине царство­вания дочери Петра, за шесть лет уже проявились основные тен­денции правления Елизаветы, и можно было подводить промежу­точные итоги.

Главной заслугой Елизаветы Ломоносов считает установле­ние «возлюбленной тишины», которая дает спокойствие «рос­сам» и которой не нужен «крови ток» .

Вторая заслуга — возвращение к политике Петра : «…Когда от радостной премены \ Петровы возвышали стены \ До звезд плескание и клик!» Эту же мысль подчеркивает обширное прославление Петровых деяний и резюме: «…Великая Петрова дщерь \ Щедроты отчи превышает, \ Довольство муз усугубляет \ И к счастью отверзает дверь».

Третья заслуга — покровительство наукам: «…Здесь в мире расширять науки \ Изволила Елисавет». На самом деле Елизавета наукам уделяла немного внимания. Но ее фаворитом был И. И. Шувалов, известный покровитель наук и искусств, дру­живший с Ломоносовым, переписывавшийся с Вольтером и Гельвецием, который способствовал открытию Московского университета и Академии художеств.

Важнейшее достижение Ломоносова состоит в том, что он не только восхвалял Елизавету, но учил ее тому, что она должна де­лать как императрица: если Всевышний поручил в «счастливое подданство» такое «земель пространство» и открыл сокровища, то надо знать, что

…требует к тому Россия Искусством утвержденных рук.

Сие злату очистит жилу;

Почувствуют и камни силу Тобой восставленных наук.

Право поэта учить царей проявилось в том же веке в творче­стве Державина.




Темы и идеи од Ломоносова