Темы и образы ранней лирики В. В. Маяковского. Чтение наизусть одного стихотворения

Ранняя лирика В. В. Маяковского начала создаваться в тот период, когда в обществе происходила грандиозная переоценка существовавших ценностей. Традиции рус­ской классической литературы в атмосфере напряженно­го предощущения перемен требованиям многих поэтов не отвечали. В этот период возникает в рамках модернизма течение, получившее название футуризм.

Идеи предста­вителей этого течения нашли свое отражение и в творче­стве молодого В. В. Маяковского.

Сатирические произведения. Сатирическое осмеяние мещанских интересов людей В.

В. Маяковский представил в целом ряде «Гимнов»: «Гимн обеду» , «Гимн критику» , «Гимн судье» и др. Само сочетание жанра гим­на, цель которого воспевать, с мелочностью, глупостью, жадностью и т. д. создает неповторимый сатирический эф­фект. Человеческие «слабости» доводятся поэтом до гро­теска:

Желудок в панаме! Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?!

Желудку ничем болеть нельзя, кроме аппендицита и холеры!

«Гимн обеду»

Эпатирующая резкость оценок необходима, по мысли поэта, чтобы помочь людям осознать необходимость изме­нения своего отношения к жизни:

И птиц, и танцы,

и их перуанок кругом обложили статьями.

Глаза у судьи — пара жестянок мерцает в помойной яме.

«Гимн судье»

Выше всего «бабочка поэтиного сердца» ценит чистоту души.

Тема города. В стихотворении «Ночь» перед чи­тателем предстает образ ночного города-игрока, сулящего множество соблазнительных перспектив. Та же тема города развивается в стихотворении «Утро» , но получает не­сколько иное разрешение.

Более отчетливо звучит мотив ка­тастрофы, трагичности человеческой жизни, достигающий своей кульминации уже в заглавии стихотворения «Адище города» . Автор, стремясь к реализации программы футуристов, активно использует словообразовательные воз­можности русского языка и создает неординарные лексиче­ские единицы, наполненные субъективной оценкой: адище, адки. Прибегает поэт и к нарушениям в области грамматики: «сосущие светами». В каждой строке заявлено авторское от­ношение к реалиям современного города, в котором нет места «маленькому человеку»:

А там, под вывеской, где сельди из Керчи сбитый старикашка шарил очки и заплакал, когда в вечереющем смерче трамвай с разбега взметнул зрачки.

«Адище города»

Неодушевленные предметы, продукты человеческой мысли, подчиняют себе своего создателя. Поэт выступает против цивилизации, которая начинает вторгаться в жизнь человека и уродовать ее. Разрушительная сила проникает в мир природы, который должен нести созидательное начало: «у раненого солнца вытек глаз».

Очень своеобразно трактуют­ся в стихотворении традиционные образы луны и ночи. Ли­шенные какой бы то ни было романтичности, они превра­щаются в такие же жертвы новой цивилизации, как и «ма­ленькие» люди:

И тогда уже — скомкав фонарей одеяла ночь излюбилась, похабна и пьяна, а за солнцами улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна.

«Адище города»

Эти и другие образы природы, подвергаясь метафоризации, не становятся поэтичными и возвышенными, как мож­но было бы предположить, а получают сниженный характер: «железо поездов громоздило лаз», «крикнул аэроплан и упал», «ночь излюбилась», «дряблая луна». Такие метаморфозы совре­менного мира не могут нести ничего хорошего «маленькому человеку».

Христианские мотивы. Они занимают у раннего В. В. Ма­яковского значительное место. Библейские ассоциации посто­янно сопровождают лирического героя, он сам называет себя то «пророком», то «апостолом».

Часто в поэзии В. В. Маяковского встречается ирониче­ское снижение религиозного мотива. Традиционное, закреп­ленное значение библейского понятия переводится автором стихотворения из небесной ипостаси в земное измерение. Лирический герой уравнивает себя с Богом и готов занять место Спасителя:

Я вижу, Христос из иконы бежал, хитона оветренный край целовала, плача, слякоть.

…Время!

Хоть ты, хромой богомаз, лик намалюй мой в божницу уродца века!

«Я»

Антивоенная тематика. Война 1914 года не оставила поэта равнодушным и заняла в его поэзии значительное место. В стихотворении «Война объявлена» Первая мировая предстает как действо огромного масштаба, за гро­мадой которого как будто не видно смерти и боли. Через «натуралистические» детали поэт старается усилить антиво­енное звучание стихотворения:

Громоздящемуся городу уродился во сие хохочущий голос пушечного баса, а с запада падает красный снег сочными клочьями человечьего мяса.

«Война объявлена»

Трагедия одного человека расширяется до вселенских масштабов в стихотворении «Мама и убитый немцами ве­чер» . Война противна миру природы, она нарушает ее законы, от этой боли и страдания «визжат» даже звезды. Са­мо произведение становится развернутой метафорой.

Тема поэта и поэзии. В стихотворении «Нате!» В. В. Маяковский продолжает традицию осмысления вза­имоотношений поэта и толпы, начатую А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. Поэт намеренно создает образ тупой серой массы, включая в описание толпы обилие бытовых и кулинарных деталей, тем самым очерчивая круг интересов ее представителей:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей.

«Нате!»

В мире, где сытость и вещизм становятся смыслом су­ществования, «бабочка поэтиного сердца» задыхается, ей не под силу вытащить на себе всю эту толпу, взгромоздившуюся «в калошах и без калош».

Тема трагического одиночества поэта звучит в стихо­творении «Скрипка и немножко нервно» . Поэт го­ворит о чувстве бессилия лирического героя в мире, где докричаться до глухих «сытых» невозможно. Но мир, по счастью, состоит не только из любителей «капусты». Тема творчества и его востребованности звучит в стихотворе­ниях «Послушайте!» и «Хорошее отношение к ло­шадям» .




Темы и образы ранней лирики В. В. Маяковского. Чтение наизусть одного стихотворения