Темы и образы ранней лирики В. В. Маяковского. Чтение наизусть одного стихотворения
Ранняя лирика В. В. Маяковского начала создаваться в тот период, когда в обществе происходила грандиозная переоценка существовавших ценностей. Традиции русской классической литературы в атмосфере напряженного предощущения перемен требованиям многих поэтов не отвечали. В этот период возникает в рамках модернизма течение, получившее название футуризм.
Идеи представителей этого течения нашли свое отражение и в творчестве молодого В. В. Маяковского.
Сатирические произведения. Сатирическое осмеяние мещанских интересов людей В.
Желудок в панаме! Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя, кроме аппендицита и холеры!
«Гимн обеду»
Эпатирующая резкость оценок необходима, по мысли поэта, чтобы помочь людям осознать необходимость изменения своего отношения к жизни:
И птиц, и танцы,
Глаза у судьи — пара жестянок мерцает в помойной яме.
«Гимн судье»
Выше всего «бабочка поэтиного сердца» ценит чистоту души.
Тема города. В стихотворении «Ночь» перед читателем предстает образ ночного города-игрока, сулящего множество соблазнительных перспектив. Та же тема города развивается в стихотворении «Утро» , но получает несколько иное разрешение.
Более отчетливо звучит мотив катастрофы, трагичности человеческой жизни, достигающий своей кульминации уже в заглавии стихотворения «Адище города» . Автор, стремясь к реализации программы футуристов, активно использует словообразовательные возможности русского языка и создает неординарные лексические единицы, наполненные субъективной оценкой: адище, адки. Прибегает поэт и к нарушениям в области грамматики: «сосущие светами». В каждой строке заявлено авторское отношение к реалиям современного города, в котором нет места «маленькому человеку»:
А там, под вывеской, где сельди из Керчи сбитый старикашка шарил очки и заплакал, когда в вечереющем смерче трамвай с разбега взметнул зрачки.
«Адище города»
Неодушевленные предметы, продукты человеческой мысли, подчиняют себе своего создателя. Поэт выступает против цивилизации, которая начинает вторгаться в жизнь человека и уродовать ее. Разрушительная сила проникает в мир природы, который должен нести созидательное начало: «у раненого солнца вытек глаз».
Очень своеобразно трактуются в стихотворении традиционные образы луны и ночи. Лишенные какой бы то ни было романтичности, они превращаются в такие же жертвы новой цивилизации, как и «маленькие» люди:
И тогда уже — скомкав фонарей одеяла ночь излюбилась, похабна и пьяна, а за солнцами улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна.
«Адище города»
Эти и другие образы природы, подвергаясь метафоризации, не становятся поэтичными и возвышенными, как можно было бы предположить, а получают сниженный характер: «железо поездов громоздило лаз», «крикнул аэроплан и упал», «ночь излюбилась», «дряблая луна». Такие метаморфозы современного мира не могут нести ничего хорошего «маленькому человеку».
Христианские мотивы. Они занимают у раннего В. В. Маяковского значительное место. Библейские ассоциации постоянно сопровождают лирического героя, он сам называет себя то «пророком», то «апостолом».
Часто в поэзии В. В. Маяковского встречается ироническое снижение религиозного мотива. Традиционное, закрепленное значение библейского понятия переводится автором стихотворения из небесной ипостаси в земное измерение. Лирический герой уравнивает себя с Богом и готов занять место Спасителя:
Я вижу, Христос из иконы бежал, хитона оветренный край целовала, плача, слякоть.
…Время!
Хоть ты, хромой богомаз, лик намалюй мой в божницу уродца века!
«Я»
Антивоенная тематика. Война 1914 года не оставила поэта равнодушным и заняла в его поэзии значительное место. В стихотворении «Война объявлена» Первая мировая предстает как действо огромного масштаба, за громадой которого как будто не видно смерти и боли. Через «натуралистические» детали поэт старается усилить антивоенное звучание стихотворения:
Громоздящемуся городу уродился во сие хохочущий голос пушечного баса, а с запада падает красный снег сочными клочьями человечьего мяса.
«Война объявлена»
Трагедия одного человека расширяется до вселенских масштабов в стихотворении «Мама и убитый немцами вечер» . Война противна миру природы, она нарушает ее законы, от этой боли и страдания «визжат» даже звезды. Само произведение становится развернутой метафорой.
Тема поэта и поэзии. В стихотворении «Нате!» В. В. Маяковский продолжает традицию осмысления взаимоотношений поэта и толпы, начатую А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. Поэт намеренно создает образ тупой серой массы, включая в описание толпы обилие бытовых и кулинарных деталей, тем самым очерчивая круг интересов ее представителей:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей.
«Нате!»
В мире, где сытость и вещизм становятся смыслом существования, «бабочка поэтиного сердца» задыхается, ей не под силу вытащить на себе всю эту толпу, взгромоздившуюся «в калошах и без калош».
Тема трагического одиночества поэта звучит в стихотворении «Скрипка и немножко нервно» . Поэт говорит о чувстве бессилия лирического героя в мире, где докричаться до глухих «сытых» невозможно. Но мир, по счастью, состоит не только из любителей «капусты». Тема творчества и его востребованности звучит в стихотворениях «Послушайте!» и «Хорошее отношение к лошадям» .
Темы и образы ранней лирики В. В. Маяковского. Чтение наизусть одного стихотворения