Толстовская традиция в творчестве Маканина

Рассказ «Кавказский пленный» посвящен болезненной теме взаимного притяжения и отталкивания русского и кавказца, приводящего их к кровавой вражде. Идет война в Чечне. Двое: опытный, суровый сержант Рубахин и весельчак Вовка-стрелок отправляются за помощью: их колонна застряла в заминированном ущелье. Рубахин берет в плен совсем молодого, необычайно красивого, чеченского юношу. Пленный послужит им проводником, поможет вывести колонну тропами, которые знают лишь местные.

По дороге пленный чеченец попытается сбежать. Вовку ранит снайпер.

Пробираясь мимо чеченского села, они найдут там русского солдата и попытаются его спасти. Но, на удивление, все это только сблизит их. И вот они уже задушевно болтают друг с другом, забыв на время о том, что они враги, — просто трое ребят, идущие по горным тропам.

До колонны остается совсем немного, и скоро они отпустят пленного. Отпустили бы, если бы война хоть на мгновение отпустила их самих.

Все события, случившиеся с героями произведений происходят на Кавказе. Лев Толстой сам служил на Кавказе, материалом для рассказа послужили события из жизни писателя и истории, услышанные им на службе. Пушкин также был

на Кавказе, там он и начал свою поэму вдохновленный красотой Кавказа и рассказами горцев.

Маканин пишет о реальных событиях 90-х в Чечне. Рассказ Маканина — полемика с традициями классической литературы, это проявилось в названии произведения. В прозе Толстого Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений, мелочами повседневности.

Неизменной составляющей Кавказской темы является горный пейзаж: «Пред ним пустынные равнины лежат зеленой пеленой; Там холмов тянутся грядой однообразные вершины… » — писал Пушкин.

Кавказский пленник» Толстого — рассказ-быль. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. Главный герой — Жилин, его характер соответствует фамилии.

Следовательно, делаем вывод: он крепкий, стойкий, жилистый. У него золотые руки, в плену он помогал горцам, чинил что-то, к нему даже лечиться приходили. Имени автор не указывает, лишь то, что его называют Иваном, но так называли всех русских пленников. У Маканина главный герой — Рубахин. Фамилия, как и у Толстого говорящая, соответствующая характеру героя: рубаха-парень.

Анализируя рассказ, мы видим, что Рубахин находится в постоянном состоянии войны, не только реальной, но и душевной. Он настолько привык к этому состоянию, что уже не в силах из него выбраться. Отслуживший свое, все время собирается навсегда уехать домой в «степь за Доном», и каждый раз остается на Кавказе, хочет понять, что же красота гор хотела ему сказать, «зачем окликала»?

Его имени мы тоже не знаем.

Маканин интересно обыгрывает название рассказа «Кавказский пленный» а не пленник. По словарю С. И. Ожегова лексическое значение слова «пленный»- взятый в плен, находящийся в плену. «Пленник» — тот, кто пленен кем-чем-либо. В рассказе пленен не только юноша, но и главный герой пленен красотой гор: «который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность»

Как пленники сумели сбежать? Жилину помогла горская девочка Дина, с которой они подружились. Сыграла роль человеческое чувства: любовь, дружба, сострадание, а также красота человеческой души, доброта.

У Маканина Рубахин и Вовка-стрелок товарищи по службе, но кавказский юноша вызывает смутные и непонятные для Рубахина переживания. Его первая реакция на внешность юноши: «лицо удивило». Главный герой только потом понимает почему.

Он был очень красив, что было странно: боевики всегда ценили мужественность и жестокость, и такого красавца в свой отряд не взяли бы. В конце Рубахин убивает пленного ради своего спасения.

Сопоставляя героев рассказов, мы видим: толстовский герой хороший товарищ. Он не бросает Костылина в беде, хотя именно из-за него они и попали в плен. Жилин стал симпатичен всему аулу, кроме старика, который ненавидел русских.

Авторы не указывают имен героев, что герои Маканина и Толстого служат на Кавказе. У и Толстого герои попадают в плен и выбираются из него, а у Маканина герой взял в плен юношу с целью обмена. Во всех рассмотренных произведениях тема истинных и ложных ценностей, истинной красоты.

Красота, не только гор, но и человека.

У Пушкина и Толстого это красота души, поступков, человеческих чувств, а у Маканина внешняя, красота пленного, и пугающая солдат красота местного пейзажа. «Серые замшелые ущелья. Бедные и грязноватые домишки горцев, слепившиеся, как птичьи гнезда. Но все-таки — горы?! Там и тут теснятся их желтые от солнца вершины. Горы.

Горы. Горы. Который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность…» В «Кавказском пленном» постоянно присутствует фраза Достоевского — «красота спасет мир», но в рассказе она «не успела спасти». Пушкинский герой — романтический.

Толстовский хороший друг и товарищ, а Маканинский солдат, устал от войны, но никак не может уехать домой.




Толстовская традиция в творчестве Маканина