Томас Бейли Олдрич

Кратко расскажу об американском детском писателе Олдриче, авторе автобиографической повести «Рассказ о плохом мальчике» , известной у нас под заглавием «Воспоминания американского школьника». В историю мировой литературы Томас Бейли Олдрич вошел как непосредственный предшественник Марка Твена. Повесть создана в полемике с назойливым дидактизмом американских детских книг, о чем говорит даже ее название. «Я назвал свою повесть рассказом о плохом мальчике,- писал Олдрич,- для того, чтобы отмежеваться от тех безупречных юных джентльменов,

какие обычно фигурируют в повествованиях такого рода». Вместо благонравных и добродетельных мальчиков в книге Олдрича выступают отчаянные сорванцы и проказники, пресытившиеся воскресными проповедями и нудными сентенциями, которыми их пичкают в школе и дома.

Проделки Тома Бейли и его товарищей изображаются на фоне однообразной, (застойной жизни тихого приморского городка Ривермута.

Стремление подростков к самостоятельности и свободе входит в противоречие с патриархальными семейными устоями и рутиной, царящей в «Храме грамматики», как именуют ривермутскую школу. Правда, Олдрич, последователь

«нежного реализма» в американской литературе, не доходит до такой глубокой критики современной ему действительности, как Марк Твен в своих книгах о детях. Тем не менее живая и веселая повесть Олдрича, резко выделяясь из массы сентиментально-назидательных книг, наметила новую линию в развитии американской мировой литературы.

Книга Олдрича была у нас очень популярна и выдержала на русском языке несколько изданий. «Воспоминания американского школьника» — один из лучших образцов так называемой «школьной повести», которая входит в моду в конце XIX века и представлена в первую очередь книгами второстепенных английских литераторов («Школьные годы Тома Брауна» Томаса Хьюза, «Старшины Вильбайской школы». Британская система закрытых учебных заведений с ее иерархией и кастовой замкнутостью, культом сильных и ловких, отличившихся в спортивных состязаниях, выдается за идеал, проверенный долговременным опытом.

Таковы характерные черты и тенденции массовой мировой беллетристики второй половины XIX века. На этом фоне резко выделяются произведения крупнейших писателей Запада.




Томас Бейли Олдрич