Томас Мюнцер
С наиболее радикальным изложением мистики мы встречаемся в учении вождя народной революции в Германии Томаса Мюнцера — церковного проповедника, идеолога крестьянско — плебейского лагеря Реформации. Он отошел от мещански ограниченного лютеранства, критиковал его за то, что в нем идет речь лишь о вопросах индивидуального спасения и без внимания остается земной порядок, который считается неприкосновенным.
Реформация вообще связана со средневековой мистикой, приняла ее элементы и приспособила к своему учению о внутреннем, индивидуальном
Власть можно считать только тогда законной, когда он осуществляется от имени народных масс и в их интересах.
По Мюнцеру Бог вездесущ во всей своих творениях. Он проявляется, однако, не как данность, но как процесс, открывающийся тем, кто несет в себе божью волю. Христос не является исторической личностью, а воплощается и обнаруживается в вере.
И только в вере, без официальной церкви, может быть выполнена его роль искупителя.
Католицизм не мог не отреагировать на появление протестантского движения. Появилось движение контрреформации. Участники движения остро ставят вопрос об укреплении единства в самой организации католической церкви, об усилении внутренней дисциплины и папской централизации, но главной была открытая борьба католицизма против протестантизма.
Возникла инквизиция как проявление и следствие кризиса церковной власти и идеологии: необходимо было церковную идеологию привести в соответствие с новой общественной ситуацией и новыми идейными течениями эпохи. Инквизиция стала средством борьбы с Реформацией. Ее ядро, составили иезуиты.
Только в эпоху Возраждения уровень общественного сознания позволил реализовать идеи протестантизма, ранее существовавшие только в теории. В этот период доминирующей основой являлось эстетическое начало, которое являлось прямой противоположностью не знавшей предела средневековой моралистики, отрицательно относящейся ко всему телесному, способному умалить достоинства божественного, так явно находящей свое отражение в классических религиозных догматах католической церкви. Возрождение выдвигает прекрасное на первый план, причем в отличии от античности прекрасное — это не столько подражание природе, сколько творчество художника.
Объектом этого творчества является человеческое тело, безмерное любование его красотой, т. е. торжествует антропоцентризм в его личностно-материальном значении, но без утраты духовного.
Очевидна исключительная роль эпохи Возрождения в становлении мировой цивилизации и культуры. Не провозглашая никакого социально — политического идеала; не требуя переделки общества в ту или иную сторону; не совершая никаких научных открытий и достижений в художественном творчестве, эпоха изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки папства и церкви, получил высшую для него санкцию — религиозную — на то, что только собственный разум и совесть могут подсказать ему, как следует жить.
Эпоха Возрождения способствовала появлению независимого человека свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. В носителях протестантских идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.
Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию.
Церковь постепенно утратила позицию «государства в государстве», ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику значительно уменьшилось, а позже и вовсе сошло на нет. В период великих географических открытий, новых научных знаний и технических усовершенствований заложились основы буржуазного производства и появился новый социальный тип — «предприниматель». Формировался капитализм, уже существовавший в городах как уклад, охватывающий лишь часть производства.
Таковы заслуги периода Реннесанса и Реформации.
Томас Мюнцер