Традиции Горького и Достоевского в повести В. Распутина «Живи и помни»

Писатели все чаще называют имена своих великих соотечественников: Достоевского, Толстого, Горького, используют их традиции в своем творчестве. «Два великих романа «Война и мир» и «Братья Карамазовы», — говорит Ю. Бондарев, — это раздумье огромных художников о смысле жизни и смерти, о качествах добра и зла, главным образом о поисках веры и нравственности, чему подчинена была вся жизнь этих ищущих полную истину титанов мысли». Е. Сидоров подчеркивает чрезвычайную важность в современной литературе «мотивов того или иного

принципиального выбора, который совершает герой», значение самой «ситуации выбора». Так, в романе «Преступление и наказание» широта охвата социальной жизни и одновременно глубина нравственно-философских исканий проявляются прежде всего именно в «мотивах», побуждающих героя к действию и в выборе», мучительном для героя. Они же определяют образ Раскольникова как героя трагического.

Выбираемый им арсенал «средств» для достижения целей выступает, как сентиментальный, в противоречие с его благородным «бунтом» против несправедливо устроенного мира.

Сам себя Раскольников хочет проверить

на «право имеющих», и это также стало одним из «мотивов» его преступления. Раскольников убедился, что ему не удалось встать «по ту сторону добра и зла»: он мучается оттого, что совершенное поставило его на уровень самоубийства, на грань разрушения личности. Итак, трагедия налицо. Правомерно ли, однако, по аналогии с героем Достоевского искать трагедию в судьбе распутинского Андрея Гуськова?

Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомнив финал судьбы Раскольникова.

Достоевский намечает воскресение его измученного перерождения, совершенствования. Взаимная любовь дала счастье им обоим — Соне и Раскольникову. Им осталось ждать семь лет, «но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь». Взаимная любовь Настены и Андрея Гуськова из повести Распутина не дала счастья ни тому, ни другому и не воскресила душу «переступившего». Путь героев Распутина к гибели исторически закономерен, но тут уже другая литературная традиция, открытая М. Горьким, рассматривавшим мир не только с точки зрения решения нравственно-философских проблем, но, прежде всего с точки зрения перспектив социально-исторического развития.

И это не только не снимает, но весьма часто включает трагическое начало в советский роман и повесть.

Вслед за всей русской классической литературой, и, прежде всего, за Достоевским, Горький встал на путь показа противоречий, нередко раздвоенной психики человека — пример тому «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», автобиографическая трилогия и др., где изображается спутанная психика представителей так называемого промежуточного типа жизни, или «исключительные» индивидуальности, «не на ту улицу попавшие», такие, как Фома Гордеев, Савва Морозов, Егор Булычев. При изображении «хозяев жизни» — «врагов» определяющей характеристикой Горький брал социальную, классово — историческую: в пьесе «Враги» Захар Бардин — «мягкий», «образованный», «либеральный» человек выявляет после убийства циника и открытого хищника Скроботова свое истинное лицо, характерное для «врага».

Андрей Гуськов не из стана классовых «врагов», он, как и все советские люди, был на фронте, воевал и лишь в конце войны дрогнул, потянуло домой — стал дезертиром. Доминирует то, что соответствует социально — исторической логике развития человека, вставшего на путь предательства, следовательно, ставшего врагом. И писатель мастерски, точно психологически ищет и находит ту червоточину индивидуализма, которая и обусловила закономерность окончательного «озверения» Гуськова.

Трагедии нет и не может быть, как не может быть и нравственных мучений тогда, когда, по выражению Горького, «человек опустошается». М. Горький дал блестящий вариант художественного изображения такого опустошения личности, выросшего на почве гипертрофированного индивидуализма. Рассказ «Карамора» , воззвавший противоречивые оценки в критике, построен на факте исключительном: провокатором стал рабочий Петр Каразин.

Постепенно выясняется индивидуалистическая сущность Каразина, для которого его «я» — мера всех вещей.

Для него исчезают объективные мерила добра, зла, правды, красоты — все эти категории осмысляются им только по отношению к своему «я», то есть исчезают: все правы по-своему. И «почему так легок переход от подвигов героизма к подлости?» A все дело в том, что «никакой социальной совести нет, сознание связи между людьми — выдумка, и вообще ничего нет, кроме людей, каждый из них стремится жить за счет сил другого, и это дано навсегда». Значит — все позволено.

В новых исторических условиях антигуманистическая индивидуалистическая формула Раскольникова и Ивана Карамазова, выстраданная ими и трагически сопутствующая у них высоким альтруистическим целям, принимает новое звучание.

Пройдя через крайности философии буржуазного индивидуализма доимпериалистической и империалистической эпох, формула «все позволено» логически могла лишь наполниться «единством», сосредоточившим в себе антигуманные средства и столь же антигуманные цели. Так, М. Горький в рассказе «Карамора» новаторски, с позиций нового, передового сознания, показал трансформацию одной из вечных проблем литературы XIX века — проблемы индивидуализма. В. Распутин, раскрывая неуклонное расчеловечивание Андрея Гуськова, идущее параллельно с все большей потерей им связей с селом, с людьми, — не встает на облегченный путь однозначного показа поступков и внутреннего мира Гуськова.

Как и в рассказе Горького, в повести Распутина сюжетная ситуация — сходная. Душа Гуськова опустошается постепенно. Так, уже совершив и другую измену, живя после госпиталя у немой Тани в Иркутске, «он все еще был не в состоянии прийти в себя от случившегося», «стараясь унять навалившуюся боль». «Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя…»

Скрываясь затем от людей возле своего села, тайно встречаясь с женой, он на первых порах часто думал не о себе: «на люди…показываться нельзя, даже перед смертным часом», — говорил он Настене, — «не хочу, чтобы в тебя, в отца, в мать потом пальцами тыкали». Уходя в верхнее зимовье, оставаясь один на один с собой, он чувствовал, как «постанывало запретное, запертое на десять замков, запоздалое, дурацкое раскаяние» и «он ненавидел, боялся себя, тяготился собой…» Итак, Распутин показывает неоднозначность внутреннего мира своего героя.




Традиции Горького и Достоевского в повести В. Распутина «Живи и помни»