Традиции и новаторство драматурги Марка Кропивницкого

Произведение за пьесами «Дай сердцу волю, заведет в неволю», «Пока солнце сойдет, роса глаза выест», «Глитай, или же паук». Марко Кропивницкий вошел в историю украинского искусства как большой актер и талантливый режиссер, драматург, автор популярных песен. Он сам при случае создавал декорации к спектаклям, захватываясь живописью. Но особенно глубоко раскрылся его талант в драматургии.

Он автор десятков пьес. Иногда они писались второпях, лихорадочно, чтобы удовлетворить репертуарный голод, и потому часто после премьеры драматург

снова правил, изменял, зачеркивал. Но, несмотря на это, и сегодня его пьесы представляют украшение репертуаров многих театров.

Самым выразительным признаком его драм было гармоническое объединение украинской литературы с актуальными проблемами общественной жизни, где выразительно раскрывалась тяжелая и вместе с тем высокодуховная народная жизнь.

Пьеса М. Кропивницкого «Дай сердцу волю, заведет в неволю» знакомит нас а гуртом сельской молодежи середины XIX столетия. Ее очень интересно читать, так как весь масс напрашиваются параллели с современной действительностью; сегодня кажется наивным, до

чего-то хочется внимательно прислушаться. Например: «Будем же гулять честно, тихо и смирно, как следует честному и уважительному парубоцтву, так, как гуляли наши деды и родители… Хозяйку на вечерницах уважать и уважать, как мать, с девушками вести себя с уважением; и не забывать, братцы, что честная девушка — это красота и честь всего села».

Вдоль всей пьесы Кропивницкий доказывает, что самое главное — это верность своим моральным законам. Их придерживались наши прадеды длинные столетия, и к ним нам надо возвращаться. Мотивы любви барича с крестьянской девушкой, которое заканчивается для нее трагически, мы находим в пьесе Кропивницкого «Пока солнце сойдет, роса глаза выест».

Она читается на одном дыхании, так как преисполненная динамичности в развитии событий, характеры героев выписаны очень колоритно, жизненно.

Пьеса похожа извне на мелодраму — такой ее делают кипящие страсти, драматические эффекты во время изображения препятствий на пути к счастливой жизни Оксаны и Бориса. И крестьянская дочь Оксана, которая стремится научиться грамоте, и Горнов, новый тип интеллигента, которому близки народнические идеи, и оборотень Гордой Поваренко — все они реалистически обрисованы на фоне сельской жизни и отношений бедности с богачами. Марко Кропивницкий раскрывается перед нами как глубокий психолог в социально-бытовой драме «Глитай, или же Паук». Он очень выразительно срисовал сельского ростовщика, который дает основания назвать эту социальную пьесу высочайшим достижением драматургического наследства художника.

В ней воспроизведено одна из типичных ужасных трагедий дооктябрьской действительности — гибель молодой женщины через коварность представителей господствующего класса.

Сперва мне показалось, что Кропивницкий обратился к показу традиционного любовного «треугольника», но, углубившись в текст, я понял, что, хотя интимной теме и отведено много места, но она сыграет лишь вспомогательную роль. Главное — раскрытие психологии новоявленного эксплуататора как олицетворение темной силы на селе: «На что же и деньги тебе, на бесовского отца они, когда на них нельзя купить весь мир?» В конце пьесы гибнет Елена, чьи мысли и мечты о счастливой жизни разбиваются о стену социальной несправедливости. Бычка убивает Андрей, который берет этот грех на душу, лишь бы подвергнуть наказанию за подлость хищника-лицемера.

И еще долго в моей душе остается чувство отвращения и презрения к Бычку, который есть «паук, одно слово — паук». Жаль страдальницу Елену и трудолюбивого Андрея, которых постигло тяжелое испытание.

Наверное, в том и заключается непревзойденный талант М. Кропивницкого, что его пьесы после прочтения еще долго смущают душу, принуждают задуматься над действительностью, над нормами морали и собственной жизнью.




Традиции и новаторство драматурги Марка Кропивницкого