Трагедия крестьянской судьбы в новеллах Василия Стефаника

Творчество В. Стефаника — одного из величайших художников Украины — выделяется высоким гуманизмом и настоящей народностью. Как истинный писатель-гуманист, он проникает в глубины человеческой жизни и психологии, воплощая свои наблюдения в мастерской художественной форме. В значительной части произведений В. Стефаник изображает трагическую судьбу бедного крестьянина.

Для примера можно взять не одну, а несколько новелл. Внимательно рассмотрим и обобщим их содержание, представим себе те времена…

«По селу идет, плывет тоненькими

струями, распадается на маленькие капельки один голос, сельский звук. Обнимает он село, и поле, и небо, и солнце… Целое село поет, белые дома смеются несмело, окна сосут солнце».

Представляешь все это — и на сердце становится так радостно и спокойно, что и самой хочется петь. Но желание сразу исчезает, когда узнаешь о той жестокой и ужасной действительности, которая прячется за стенами показной красоты. Солнце только что взошло и своим лучами осветило крест. Знаете, тот, что Иван Дидух сам себе на холме поставил.

Бедный мужчина! Всю жизнь отдал трудной изнурительной работе. С утра до ночи гнул спину,

некогда было и вверх посмотреть. «Век свой отбыл на том холме».

В душе питал надежду, что работа даст плодородные результаты, выведет из крайней нужды. Но не так случилось, как думалось. И оставил несчастный крестьянин родную землю, и пошел искать лучшей судьбы в чужие, неизвестные края.

Знал, что идет на неминуемую смерть, поэтому и «на своем холме крест каменный положил». Похоронил себя живьем… А вон там, в доме, мать деток своих перед смертью благословляет. Четверо их у нее.

Один другого меньше. И что их ждет в будущем? Останутся сиротами, никому не нужными.

Пойдут на службу к господину или в войско. Или же «украдет, так как оно никогда добра не знало, и краденным хоть потешится». Такова их судьба — судьба бедных крестьянских детей, маленьких беззащитных сироток. По дороге, которая ведет от села, катится телега. На ней лежит девочка.

Катруся больна, и отец везет ее к врачу. Она плачет. Горько становится ей от слов отца:

«А ты, помни, что как я деньги задаром по докторам рассею, да и ты аминь сделаешь! Я тебя без доктора похороню, я тебе буду доктор!». А разве мы можем его осуждать? Вы, возможно, думаете, что ему не жаль дочери, что отец не любит ее? Любит и уважает.

Еще как! Но бедность и нужда приводит к тому, что родители заведомо должны просчитывать, следует ли отдавать за лечение ребенка деньги. А может, и не нужно?

А куда это селяне спешат? А это они к белокурой Дочке, на науку. С тех пор ввели «векселя», с того времени все и началось. Работал мужик на ниве да вокруг дома и горя не знал.

Так нет же! Упали проклятые бумаги, как снег на голову, а их еще и подписывать надо. А откуда же необразованному мужику уметь это делать?

Но им повезло. У них есть Дочь. И что с того, что все должны заплатить за обучение?

Ну и что, если придется отдать курицу или несколько монет, заработанных трудной работой? Все это стоит умения ставить настоящую подпись, а не какой-либо там крестик. Возле дома сидит старенький седой дедушка и жалуется на свою несчастную судьбу.

Тяжело на миру жить, очень тяжело, а здесь еще и дети боль приносят. Работал, пока сил хватало. Заработанное — детям: «коровку дал, овечку дал, плуг дал, все дал».

Вы думаете, дождался благодарности? Где там! Наоборот: «Околевайте старики, так как вам жаль ложки кушанья. Молочко поедают, сырец поедают, а мы, как щенки на них смотрим… вы старенькие, слабенькие, да и ешьте мало.

Так нам отвечают наши дети». Так от кого, скажите, ждать добра, когда родная кровинка, которой отдал всю жизнь и любовь, отказывается от тебя, пренебрегает, унижает? И это еще ничего по сравнению с тем, какой сюрприз приготовила Касиянихе ее дочь. Вы еще не знаете?

Родила московского незаконнорожденного. Вот было! Отец с матерью отреклись, поп в церкви проклял, соседи не уважают.

Не нашла покоя в селе. Но когда покинула все и пошла куда глаза глядят, тогда свободно вздохнула и поняла, что находится в безопасности: «Грех, мой грех! Я тебя искуплю, и ты у меня вырастешь большим, мой сын».

Боже, как, наверное, тяжело бояться своих родных, прятаться от пренебрежительных взглядов соседей-односельчан! Жизнь трагична, ищешь и нуждаешься в поддержке близких, но и они к тебе равнодушны. Как можно говорить о счастье, благосостоянии и мире, когда вокруг не люди, а каменные создания с гранитными твердыми сердцами?

Хотя и их мы должны понять.

Бедность и нужда делают свое черное дело, принуждая человека пренебрегать не только окружающими, а и самим собой, не оставляя никому даже капельки надежды. А она, как известно, умирает последней… Вот такова она, жизнь крестьян конца XIX начала XX столетий.

Что не день — то новость. А то, что Григорий утопил в реке свою доченьку. Не потому, что хотел причинить ей зло. Нет!

Он просто хотел лишить ее всех мучений, которые ждут каждого мужицкого ребенка. С помощью сравнений и художественных деталей автор создает гнетущую картину страшного обнищания крестьянской семьи. Отец достал где-то ломоть хлеба и бросил детям на печь, — увидел, что они, «как щенки вокруг голой кости…», были такие изможденные, что непонятно, «как те меленькие косточки держались вместе», высушенные тела их были, «как перо», а видны были только, «как олово», налитые горем глаза. И отца охватил ужас, и в голове мелькнула мысль, что лучше умереть, чем так жить. Он молился, бегал по соседям, почернел, на грудь давил ему какой-то камень, но избавиться от страшного замысла не мог.

Когда шел с деточками к реке, ему жгло будто огнем, он скрежетал зубами. Увидев реку, побежал изо всех сил и бросил дочку в воду. Федор поджог имение Курочки, отомстив таким образом за несправедливое отношение господина к нему.

А нескольким мужикам придется встретить Святой вечер не с семьей, как положено, а в тюрьме, куда их посадили с целью наставить на «путь истинный». Но не смотря на все это, жизнь продолжается.

Завтра снова взойдет солнце, обласкает лучами каждое деревце и каждый кустик, птичку, которая будет щебетать, прославляя рождение нового дня, который принесет свои заботы и проблемы. Что поделаешь, такова его судьба — судьба труженика и земледельца. Вечного мученика.




Трагедия крестьянской судьбы в новеллах Василия Стефаника