Трагедия Украины в казацкой летописи Самуила Величко

Летописание в Украине имело высокое развитие еще во времена Киевской Руси. Развивался этот вид творчества и позже, при других исторических условиях и обстоятельствах. Древнерусские летописи, собственно, и были, как свидетельствуют исследователи, прямыми родоначальниками тех хроник-мемуаров, которые создавались в казацкие времена.

Полнее о Хмельнитчине, жизни украинского народа в тот период, его борьбе за свободу и независимость рассказывают летописи Самовидца, Григория Грабянки и Самуила Величко. Они и составляют вершину украинского

летописания XVII-XVIII веков. Их авторы — люди бывалые и опытные, за плечами которых основательное образование в Киево-Могилянской академии, участие в описанных ими эпохальных событиях.

Выдающимся памятником конца XVIII века является еще анонимная «История русов», в которой были изображены исторические события от времен древних до 1769 года.

Наибольшая по объему летопись Самуила Васильевича Величко — канцеляриста войска Запорожского. Это произведение воспринимается как чрезвычайно интересное художественная повествование о национально-освободительной войне украинского народа под предводительством

Богдана Хмельницкого и о тех временах, которые вошли в историю под названием «время Руины». Нас больно впечатляет описание Величко руины и запустения на Украине, которую поляки называли «раем мира».

Была земля перед войной Хмельницкого, замечает летописец, «словно вторая обетованная земля кипела молоком и медом», а стала пустыней. «Покрытые мхом, камышом и травами пространства — украинские поля и широкие долины, леса и большие сады… пруды и заброшенные озера… в разных местах много человеческих костей сухих и голых — их покрывало только небо».

Тяжело страдая от увиденного, летописец доискивается причин трагедии: расспрашивает старых и бывалых людей, «за что и через кого опустошили ту нашу землю», и из разных ответов мы не можем «достоверно узнать о падении и упадке нашей отчизны. Тогда Величко углубляется в казацкие летописания, штудирует универсалы, топографические описания, другие документы, книги иностранных авторов. Но все это автор дополняет собственными наблюдениями и впечатлениями и постоянно размышляет о причинах и последствиях той страшной разрухи.

Большую вину за упадок родной земли Величко возлагает и на своих соотечественников. Он с горечью и грустью признает, что причины трагедии надо искать и в себе — в присущей, по его мнению, украинцам легковерности, нерешительности, в том, что народ украинский «мало размышляет о прошлых, нынешних и будущих вещах и событиях. Он всегда склонен и к внутренним несогласиям между собой».

Однако тут же добавляет: «… но больше всего, как народ мужественный и рыцарский, склонен он, подобно своим древним скифо-славянским предкам, воевать и кровь проливать за древние свои вольности». Как видим, большая любовь к Украине и тревога за ее судьбу водила пером Самуила Величко, «правдивого Малой России сына и слуги», как называл себя летописец в предисловиях к читателю. Гораздо четче, чем его предшественники, Самуил Величко понимает понятие «народ». Всех украинцев тогда называли «нацией казаков», «украинской казацкой нацией», поскольку роль казачества в обществе и политической жизни Украины была чрезвычайно велика.

Но народ — это не только казачество, но и все общество. Величко не обходит вниманием простонародье, хотя полнее показывает деятельность именно казачества и казацкой старшины. Украина для Самуила Величко «мать наша», «милая отчизна», «отчизна наша Украинская».

Его, как впоследствии и великого Шевченко, до боли впечатляют безрассудные поступки ее детей, особенно беспокоит несогласие среди самих украинцев.

В течение веков летопись Величко, рассказывая и о трагедии Украины XVII века, и о славных ее рыцарях, берегла историческую память нашего народа. Он и сегодня зовет нас к согласию и единению ради счастливого будущего Украины.




Трагедия Украины в казацкой летописи Самуила Величко