Трагизм крестьянина в новелле «Каменный крест»

Василий Стефаник вошел в украинскую литературу как мастер социально-психологической новеллы. Невозможно спокойно читать его произведения, они поражают остротой проблем, волнующих как изящные лирические стихи или народные песни. Сам выходец из крестьянской семьи, Стефаник хорошо знал сельскую жизнь, поэтому неудивительно, что эта тема становится в его творчестве одной из ведущих. Особенно писателя поразила эмиграция крестьян, когда они бросали все и уезжали за границу в поисках лучшей доли.

Именно об этом новелла «Каменный крест».

Чего только не происходит в жизни человека: радость и грусть, потери и находки. Но человек всегда ищет место, где бы он чувствовал себя лучше. Сыновья Ивана Дидуха пытаются выехать в Канаду, где, они считают, будет всем счастливая жизнь.

Однако сам этот человек не верит в это. Кажется Дидуху Канада могилой, а умереть он может и дома, на родине, хоть и на проклятом холме.

У Ивана прозвище Переломанный. Жизнь Ивана постепенно согнула пополам, этого некогда сильного и крепкого человека: «Я — все тело мозоль кости дряхлые, что пока их рано сведешь вместе, десять раз йойкнешь». Всю свою жизнь Иван работал на земле,

хоть и немного ее было.

Ему оставлено в наследство «букатку холма наивысшего и худшее это крестьянское поле». И Дидух работает, работает тяжело, до пота, сдирая колени. Все это для того, чтобы иметь лишь возможность не умереть с голоду.

Жизнь и этот песчаный холм сделали Ивана «переломанным», отняли у него здоровье и силы. Удивительно то, что Дидух работает больше, чем лошадь, чем животное. И понимаешь, что в обществе, где каждый заботится только о себе, люди как ценность ничего не значат, особенно крестьяне, которые терпят наибольшие издевательства, которые доходят до последней черты бедности.

Что же ждет Дидуха в Канаде? Возможно, сказочные богатства, земной рай? Иван этого не знает.

Он едет в Канаду только из-за постоянных уговоров супруги и детей: «Два года ничего в доме не говорили, лишь Канада и Канада. А никто не подумал, как трудно будет Ивану оставлять все, что знакомо с детства, все, к чему он приложил свои трудолюбивые руки! Ведь на чужбине нет знаний, каждой крупинки холма, нет родного дома, нет друзей, соседей — всего, что столько лет согревало в тяжелые минуты, давало силы жить. Как болит сердце у Ивана Дидуха! Он словно окаменел от горя, «слова не годен был заговорить.

Даже холм становится родным и лучшим «утерянным счастьем». А на холме уже «себе… крест каменный положил», как мертвецы. Но ведь так и есть.

Дидух уезжает, но оставляет свое разбитое, мертвое сердце здесь, на Украине, на этом родном и проклятом холме, под этим каменным крестом, как память о себе, о своей тяжелой работе, о своей несчастливой жизни.

И кажется тот крест настоящим символом трагической жизни бедного крестьянства. Это крест на жизни, крест на счастье, крест на судьбе. Человек не смог найти счастье на Родине и не верит, что это удастся на чужбине.

Иван Дидух, идя в далекую и незнакомую дорогу, танцует. Его танец, отчаянный и полусумасшедший — это боль, это крик души: «Как бы горе человеческое дунайскую запруду разорвало — таков был плач. Новелла «Каменный крест» показывает, в какое безвыходное положение попадают крестьяне, не могут уже дальше терпеть нищету на родной земле и не ждут ничего на чужбине. Так хочется верить, что хоть там, в Канаде, осуществятся мечты Ивана Дидуха о лучшей жизни, и тогда станет ненужным каменный крест… Крестьянская тема неисчерпаема.

Наши пути снова ведут в поля, опять мы видим тяжелую жизнь крестьян.




Трагизм крестьянина в новелле «Каменный крест»