Трагизм крестьянской доли в новеллах Василия Стефаника

Василий Семенович Стефаник — гениальный украинский писатель. И. Франко считал, что В. Стефаник выделялся среди писателей «самим талантом» и был крупнейшим художником, «который появился у нас со времени Шевченко. Его именем, по выражению Франко, мы «можем обвенчаться перед миром». Новеллы писателя «Кленовые листья», «Новость», «Каменный крест» были новым словом в мировой литературе. В этих произведениях одна тема — трагическая судьба крестьянской семьи.

Особенно детей бедняков.

Их некому приголубить, обогреть,

сказать ласковое слово — мать и отец не имеют времени, так как изнывают на тяжелой работе, добывая кусок хлеба или вовсе у детей родителей нет. И разлетаются дети как кленовые листья осенью.

Перед читателем «Кленовых листьев» предстает впечатляющая картина. Усталые люди сидят, «как вкопанные, не имеют сил даже пошевелиться. Руки даже не двигались чтобы отдыхать согнутыми в кулак на коленях».

В. Стефаник рисует своих героев покорными, но большая сила таится даже в этих умиротворенных и усталых лицах. Образы неподвижных теней, похожих на великанов, которые достигают до потолка, символизируют

бесконечность пока скрытой человеческой силы.

С большой нежностью изображает Стефаник маленьких людей, которых в будущем ожидают только тяжелый труд и невероятные лишения. А как выразительно изображается трагедия крестьянской семьи. Умирающая мать «клала колени под грудь», сцепляла губы — это же боль пронизывала ее! Она боялась закричать, чтобы не спугнуть детей.

Семен еще не может понять всей трагической смерти и своего будущего сиротства. И тем трагичнее звучание новеллы. Писатель сумел найти впечатляющую художественную деталь, ставшую аккордом произведения — песню о кленовых листьях, которую поет слабым прерывающимся голосом мать.

Мелодия нежной грустью и искренним благословением окутывает души детей. Песня звучит гимном матери — страдалицы, высоким духовным силам человека из народа, сумевшего противопоставить смерти свою любовь к детям. Нестерпимо читать о страшной трагедии крестьянина Григория Летучего из «Новости», что приводит его к тяжкому преступлению — убийству детей? Смерть жены, невозможность прокормить и согреть своих дочерей… Отец с отчаянием смотрит, как голодные дети сходятся возле куска хлеба, как «щенки у голодной кости».

Дети «ели хлеб на печи и смотреть на них было страшно и жалко. Бог знает, как те листочки держались вместе. Лишь четыре черных глаза, были живы. Казалось, эти глаза весили бы, как олово, а остальное тело, если бы не глаза, то полетело бы с ветром, как перья… Гриша посмотрел на них со скамьи и подумал «мертвецы…».

Слова Стефаника так тревожат душу, так глубоко западают в нее, что не можешь пересказывать содержание, хочется его цитировать. Страшный вид детей-сирот так влиял на отца, что «даже пот его осыпал». Каких сил стоило бороться с ужасной мыслью! До чего доведен человек от безысходности! Автору удалось вызвать сочувствие к детоубийце.

Герой новеллы Стефаника остался человеком, в его сердце горит жертвенный огонь родительской любви и родительского страдания. Многострадальная история нашего народа. Мы не должны забывать тяжких ее страниц.

Одна из них освещается В. Стефаником в новелле «Каменный крест». По мнению Леси Украинский, она «поражает и берет за душу». Писатель дает яркое представление о тяжелой судьбе западноукраинского крестьянства и о причинах национальной трагедии-переселения в Канаду. В образе Ивана Дидуха воплощены судьба и переживания тысяч западноукраинских тружеников, ставших добровольными изгнанниками из родного края.

Показав человека, который не только надрывается, а просто мордуется, чтобы сделать песчаный холм плодородным, Стефаник показывает безвыходное положение тружеников. Иван Дидух прощается с соседями и выезжает с семьей в Канаду, где должен строить новое гнездо. Он, как перед смертью, прощается с женой и детьми, с селом.

Оказывается, что он уже «себе на своем холме крест каменный положил», как покойнику. Далекая и неизвестная Канада ассоциируется у него с могилой. Стефник, будучи верным правде жизни, в своих Торах изображает людей, страдающих, которые в бессилии опускают руки, даже гибнут.

Новеллы Стефаника — величественный памятник всему украинскому народу, яркое проявление гениальности. Его творчество принадлежит к лучшим достижениям отечественного художественного слова, является одной из ярких жемчужин в мировой литературно-художественный казне.




Трагизм крестьянской доли в новеллах Василия Стефаника