Трагизм крестьянской доли в новеллах Василия Стефаника
Василий Семенович Стефаник — гениальный украинский писатель. И. Франко считал, что В. Стефаник выделялся среди писателей «самим талантом» и был крупнейшим художником, «который появился у нас со времени Шевченко. Его именем, по выражению Франко, мы «можем обвенчаться перед миром». Новеллы писателя «Кленовые листья», «Новость», «Каменный крест» были новым словом в мировой литературе. В этих произведениях одна тема — трагическая судьба крестьянской семьи.
Особенно детей бедняков.
Их некому приголубить, обогреть,
Перед читателем «Кленовых листьев» предстает впечатляющая картина. Усталые люди сидят, «как вкопанные, не имеют сил даже пошевелиться. Руки даже не двигались чтобы отдыхать согнутыми в кулак на коленях».
В. Стефаник рисует своих героев покорными, но большая сила таится даже в этих умиротворенных и усталых лицах. Образы неподвижных теней, похожих на великанов, которые достигают до потолка, символизируют
С большой нежностью изображает Стефаник маленьких людей, которых в будущем ожидают только тяжелый труд и невероятные лишения. А как выразительно изображается трагедия крестьянской семьи. Умирающая мать «клала колени под грудь», сцепляла губы — это же боль пронизывала ее! Она боялась закричать, чтобы не спугнуть детей.
Семен еще не может понять всей трагической смерти и своего будущего сиротства. И тем трагичнее звучание новеллы. Писатель сумел найти впечатляющую художественную деталь, ставшую аккордом произведения — песню о кленовых листьях, которую поет слабым прерывающимся голосом мать.
Мелодия нежной грустью и искренним благословением окутывает души детей. Песня звучит гимном матери — страдалицы, высоким духовным силам человека из народа, сумевшего противопоставить смерти свою любовь к детям. Нестерпимо читать о страшной трагедии крестьянина Григория Летучего из «Новости», что приводит его к тяжкому преступлению — убийству детей? Смерть жены, невозможность прокормить и согреть своих дочерей… Отец с отчаянием смотрит, как голодные дети сходятся возле куска хлеба, как «щенки у голодной кости».
Дети «ели хлеб на печи и смотреть на них было страшно и жалко. Бог знает, как те листочки держались вместе. Лишь четыре черных глаза, были живы. Казалось, эти глаза весили бы, как олово, а остальное тело, если бы не глаза, то полетело бы с ветром, как перья… Гриша посмотрел на них со скамьи и подумал «мертвецы…».
Слова Стефаника так тревожат душу, так глубоко западают в нее, что не можешь пересказывать содержание, хочется его цитировать. Страшный вид детей-сирот так влиял на отца, что «даже пот его осыпал». Каких сил стоило бороться с ужасной мыслью! До чего доведен человек от безысходности! Автору удалось вызвать сочувствие к детоубийце.
Герой новеллы Стефаника остался человеком, в его сердце горит жертвенный огонь родительской любви и родительского страдания. Многострадальная история нашего народа. Мы не должны забывать тяжких ее страниц.
Одна из них освещается В. Стефаником в новелле «Каменный крест». По мнению Леси Украинский, она «поражает и берет за душу». Писатель дает яркое представление о тяжелой судьбе западноукраинского крестьянства и о причинах национальной трагедии-переселения в Канаду. В образе Ивана Дидуха воплощены судьба и переживания тысяч западноукраинских тружеников, ставших добровольными изгнанниками из родного края.
Показав человека, который не только надрывается, а просто мордуется, чтобы сделать песчаный холм плодородным, Стефаник показывает безвыходное положение тружеников. Иван Дидух прощается с соседями и выезжает с семьей в Канаду, где должен строить новое гнездо. Он, как перед смертью, прощается с женой и детьми, с селом.
Оказывается, что он уже «себе на своем холме крест каменный положил», как покойнику. Далекая и неизвестная Канада ассоциируется у него с могилой. Стефник, будучи верным правде жизни, в своих Торах изображает людей, страдающих, которые в бессилии опускают руки, даже гибнут.
Новеллы Стефаника — величественный памятник всему украинскому народу, яркое проявление гениальности. Его творчество принадлежит к лучшим достижениям отечественного художественного слова, является одной из ярких жемчужин в мировой литературно-художественный казне.
Трагизм крестьянской доли в новеллах Василия Стефаника