Трагизм жизни и судьбы Матрены

Трагизм — то, что потрясает, что исполнено страданий.

В первые месяцы жизни героя у Матрены судьба хозяйки не кажется ему трагичной. Он видит «потерянную старуху», которая бесконечно крутится по хозяйству, невкусно готовит, часто ухо­дит помогать своим односельчанам.

И лишь после нескольких месяцев дружной жизни, в кото­рой постоялец полностью принял обычаи хозяйки, а хозяйка с большой деликатностью относилась к постояльцу, после того, как они прониклись друг к другу уважением и доверием, рас­сказчику открылись такие стороны

жизни старой женщины, благодаря которым он «в первый раз совсем по-новому увидел Матрену».

Любовь и страдание, которые вошли в жизнь Матрены сорок лет назад, вдруг проступили через пелену быта и потрясли героя. «Я представил их рядом: смоляного богатыря с косой через спи­ну; ее, румяную, обнявшую сноп. И — песню, песню под небом, какие давно уже отстала деревня петь, да и не споешь при меха­низмах». И война, которая разрушила веру в возвращение люби­мого, революция, которая переворошила весь быт.

И тогда Мат­рена вышла замуж за брата своего любимого Фаддея, Ефима, которого не любила, но — «рук у них

не хватало». Умерла мать, не было в семье хозяйки, а Матрена летом вышла за Ефима, а зи­мой вернулся Фаддей. По его реакции на женитьбу брата мы ви­дим, что он относился к женщине в первую очередь как к собст­венности и простил ее только потому, что она теперь являлась собственностью одного из членов его семьи, таким образом, от­части и его тоже.

Дети, рождавшиеся у Матрены, не жили — умирали. Муж не оценил ее простоты и доброты, уезжая в город на заработки, «су­дарку завел, к Матрене и возвращаться не хотел». Ефим не вер­нулся с войны — пропал без вести. Смыслом жизни Матрены стала племянница Кира — дочь Фаддея.

Но Кира выросла и вы­шла замуж.

Если не любовь к Фаддею, то память о своей любви, о своей молодости и чистых чувствах сохранила Матрена на всю свою жизнь. И именно тот человек, которого она любила, разрушил ее жизнь: алчно сломал ее дом, выдрав из него горницу, и жадность его в результате привела к гибели Матрены.

Античные трагедии должны были вызывать у зрителей катар­сис — чувство сострадания, которое ведет к очищению, обновле­нию души.

Судьба Матрены исполнена высокого трагизма, она заставля­ет нас сопереживать ей, сострадать, и мы лучше понимаем душу русского народа и сами становимся чище.




Трагизм жизни и судьбы Матрены