Творческая оригинальность поэзии Александра Блока

Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 г. в Санкт-Петербурге. Его отец был юристом, профессором Варшавского университета, мать, а также тетки и бабушка — писательницами. Детство прошло в семье деда, А. Бекетова — известного ученого-ботаника, ректора Петербургского университета, где властвовали научные и литературные традиции. Бекетовы были знакомы с семьями Боткиных, Бакуниных, Тютчевых, дед лично знал Ф. Достоевского и Салтыкова-Щедрина. Культурная атмосфера повлияла на пробуждение писательского таланта мальчика.

Первые

стихи он сочинил в 5 лет, а со временем издал семейный домашний журнал «Вестник» со своими поэзиями, переводами, прозой. Большое значение для формирования поэтической образности Блока имело пребывание его вместе с семьей в с. Шахматово, неподалеку Москвы.

«Мои ранние стихи — это щебетание птиц, шелест деревьев и мелодии лесов, услышанные в Шахматово», — вспоминал позднее писатель. В 1891-1898 годах учился в 9-й Петербургской гимназии, а в 1898-1901 — на юридическом факультете Петербургского университета. В этот период Блок познакомился с Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью выдающегося химика Д. Менделеева,

которая стала музой поэта, дав ему новое вдохновение. В 1903 г. они поженились.

С 1901 г. писатель увлекся идеалистической философией Платона, романтической лирикой В. Жуковского, философско-мистическими поисками В. Соловьева и перешел на филологический факультет Петербургского университета, который закончил в мае 1906 г. Именно в это время происходило становление Блока как поэта: романтически и мистически осмысленные отношения с Л. Менделеевой отобразились в свыше 800 стихах, но опубликовать свои ранние поэзии ему не удалось.

После знакомства в 1902 г. с З. Гиппиус и Д. Мережковским дебютировал в их журнале «Новый путь» циклом из 10 стихов. В 1904 г. Блок подружился с А. Белым, В. Брюсовым, К. Бальмонтом, стал известным в кругу поэтов-символистов. «Стихи о Прекрасной Даме» — книга, которая объединила наилучшие поэзии первого периода, посвященные Л. Менделеевой, — увидела мир в 1904 г.

Она подтвердила зрелость таланта и творческую оригинальность поэта. Нетрадиционный для русской поэзии мотив поклонения мистической Даме объединялся у него с земным чувством-страстью. Личное, интимное переходило во всемирное, в мистерию о преобразовании мира Красотой. В цикле нашла поэтическое выражение идея В. Соловьева о Мировой Душе, или Вечной Женственности, которая была связана со школой немецких романтиков.

Согласно этой теории, все земное рассматривается через отношение к небесному, вечному. Блок разворачивает тезис о том, что в личной любви проявляется любовь мировая, а любовь ко вселенной осознается через любовь к женщине. Поэтому, хотя цикл и посвящен Л. Менделеевой, конкретный образ заслоняют абстрактные фигуры Вечно-Юной, Властительницы Вселенной и т. п. Поэт склоняется перед Прекрасной Дамой — олицетворением вечной красоты и гармонии:

Ты живешь на высокой горе, Недосягаемая в своем терему. Я приду в вечерней поре, И лишь мечту свою обниму.

В «Стихах о Прекрасной Даме» показались признаки символизма: влечение к внеземным идеалам, возвышенность чувств, мистичность образов, сложная символика, культ красоты, музыкальность и т. п. Своеобразным «продолжением» темы Прекрасной Дамы стал стих Блока «Незнакомка», который вошел в цикл «Город» . В этот период для Блока символом цивилизации стал Петр Первый и его город — Петербург, который воплощается в образах «балагана», «кабака» «трактира», «ресторана». Олицетворением бездуховной жизни стал пригородный ресторан. Поэт противопоставляет город, цивилизацию, бездуховность, мещанскую ограниченность гармоничному миру природы, жизни, красоты.

Этим обусловлены контрастность стихотворения и его разделение на две противоположные части. В душную атмосферу каждого дня, в обстановку «пьяниц с глазами кроликов» торжественно входит Незнакомка, которая несет в себе иной мир, где все живет в единстве, по законам вселенской широты бытия:

И каждый вечер, в час назначенный, Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно. Пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами Она садится у окна.

С ее появлением в ресторане резко изменяется ритм стиха: и в содержании, и в форме начинает звучать музыка. Мир новых звуков входит с шелестом, шепотом шелка, создается иллюзия движения — звук звезды, которая падает. Образ Незнакомки, в отличие от Прекрасной Дамы, более конкретизированный, это образ реальной красоты. Но эта конкретность является настолько широкой, что теряется ощущение реальности. Контрастное объединение близкого и далекого создает перспективу развития.

Незнакомка несет в себе большой мир прекрасной космической широты, единство человека и природы, связь поколений, исторический опыт человечества. Личная тональность исповеди лирического героя, музыкальный ритм стиха придают ее образу чрезвычайную красоту и обворожительность.

«Нежданная радость» — вторая книга стихов, где символическая абстрактность все больше уступает реальным впечатлениям. В сборнике поэт высказывает свое отношение к социальным проблемам, духовной атмосфере общества. В его сознании углубляется разрыв между романтической мечтой и действительностью.

В 1906-1907 годах, которые были периодом переоценки ценностей, Блок приходит к выводу, что жизнь невозможно постичь через религиозно-мистическое восприятие.

Изменения в мировосприятии писателя отобразились в следующих поэтических циклах: «Снежная маска» , «Страшный мир» , «Итальянские стихи» и др. В это время семейные отношения Блоков усложнились. Атмосфера декаденства, пронизанная возражениями идеала, вседозволенностью, ощущением «конца мира», обозначилась на личной жизни художника, который собственную драму воспринимал как признак эпохи — нового апокалипсиса.

Накануне революционных событий 1917 г. Блок все больше ощущал неотвратимость истории. С одной стороны, он стремился к изменениям в обществе, общему обновлению жизни, а с другой — его пугали упадок духовности, стихия жестокости, которая все больше охватывала страну.

В поэтических циклах «Вольные мысли» «На поле Куликовом» появляется образ степной дикой кобылицы, которая летит неизвестно куда, пугая всех своим неудержимым бегом.

Вместе с тем в статье «Народ и интеллигенция» он писал: «Над городами стоит такой гул, который стоял над татарским лагерем в ночь накануне Куликовской битвы… Гоголь и другие русские писатели видели Россию воплощением покоя и сна. Но сон заканчивается. Тишину застилает отдаленный грохот, не похожий на городской гул.

Тот грохот, который усиливается с каждым годом, есть «волшебным звоном» тройки. А что, как тройка… летит прямо на нас? Бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройке, на верную гибель…»




Творческая оригинальность поэзии Александра Блока