Творчество Гете в Веймаре
В 1775 г. Саксен-Веймарский герцог, восемнадцатилетний Карл Август, пригласил Гете переехать в его резиденцию, маленький городок Веймар. Гете принял приглашение: его привлекала мысль превратить Веймар в средоточие немецкой культуры, собрав при дворе выдающихся людей; привлекала его также возможность влиять на ход государственных дел, с пользой употребив свое влияние на юного князька.
Начался новый период в жизни Гете. Бурный гений становится в государственную упряжку в надежде совершить большие дела в крохотном княжестве. Через год после
В руках его находились финансы и армия, лесное хозяйство и горное дело, театры и просвещение Саксен-Веймарского княжества.
Гете-придворный поначалу активно участвует в маскарадах, пирах и охотах, но постепенно отходит от развлечений и все больше погружается в государственные дела.
Гете-министр пытается провести прогрессивные реформы, освободить крестьян от принудительной «десятины», обложить подушным налогом помещиков. Но реформы его проваливаются одна за другой. Он мечтает об объединении
На посту министра Гете чрезвычайно деятелен и добросовестен, он хочет стать специалистом во всех областях, которыми руководит. Изучает минералогию и химию, оптику и метеорологию, ботанику и анатомию. И занятия его не дилетантские утехи — это настоящая планомерная работа ученого.
Гете пишет труды по теории света, по морфологии растений. Он совершает выдающееся открытие в области анатомии, обнаружив наличие межчелюстной кости у человека и подтвердив тем самым научные догадки о единстве форм строения животных организмов. Гете становится одним из предшественников эволюционной теории в биологии. Но главное дело его жизни — художественное творчество — отодвигается на второй план. За первое десятилетие пребывания в Веймаре он не создал крупных произведений.
Однако и в эти годы Гете написал несколько великолепных стихотворений, в том числе знаменитую балладу «Лесной царь».
Поэтический гений его не угас, но в творчестве его умолкли мотивы «Бури и натиска». Государственный муж, осторожный царедворец набрасывает узду на непокорного «штюрмера». Другими глазами смотрит теперь Гете на жизнь и на задачи писателя.
Он ищет практически осуществимого в жизни, стремится к спокойной гармонии в искусстве. Но возможна ли внутренняя гармония для человека, жаждущего великих дел и на каждом шагу сталкивающегося с карликовым убожеством, вынужденного соразмерять свой шаг с сонным течением окружающей жизни?
Приходит час, когда золоченая веймарская клетка становится нестерпимой. Поэту необходимо глотнуть свежего воздуха, иначе он задохнется и погибнет.
Творчество Гете в Веймаре