«Умнейшая голова России»: Петр Андреевич Толстой
Многие русские писатели живо интересовались своими предками, жизнь которых была тесно связана с историей России. Историей своего рода интересовался и Л. Н Толстой. После завершения работы над романом «Война и мир» у писателя возник замысел произведения о России эпохи Петра, причем главным героем книги он собирался сделать Ивана Толстого, сына выдающегося исторического деятеля — Петра Андреевича Толстого.
Проникая в «задачи» и «загадки» эпохи Петра I, Лев Толстой разыскивал интересующие его воспоминания и документы в семейных
Если есть что написанное, не пришлет ли он мне…».
Петр Андреевич Толстой был крупным государственным деятелем Петровской эпохи, профессиональным военным и дипломатом. Жизнь Толстого приходится на переломный период национальной истории, когда рушились казавшиеся незыблемыми устои Средневековья и в муках петровских реформ рождалось новое государство.
П. А. Толстой принадлежал к незнатному и небогатому дворянскому роду,
Возможно, в 70-е годы произошло сближение Толстого с писателями Симеоном Полоцким, Карионом Истоминым, Сильвестром Медведевым, историками А. Я. Дашковым, Д. Г. Черкассим, А. И. Лызловым, служившими при дворе и выполнявшими различные поручения правителей России. Эта интеллектуальная среда не могла не оказать влияния на становление политической концепции, литературных способностей, исторического кругозора П. А. Толстого, на выбор им жизненного пути.
В 1697 — 1699 гг. П. А. Толстой был отправлен в числе других стольников по указу Петра I «в европейские христианские государства для науки воинских дел». Он побывал в Польше, Священной Римской империи, Венеции, Милане и Неаполе, Папской области, Дубровнике, на островах Сицилия и Мальта.
25 октября 1698 г. он получил от Ф. А. Головина приказ о возвращении на родину. И он вернулся в Москву 27 января 1699 г. привезя с собой свидетельства об изученных им науках, грамоты и путевые записки, составленные во время путешествия по странам Европы.
Первым из знаменитого рода Толстых он вошел в историю русской словесности как автор «Путешествия» — книги, которую считают «энциклопедией» европейской жизни конца XVII столетия и одним «из наиболее замечательных литературных явлений»6. Каждое произведение путевой литературы — это новое открытие мира, заново прочтенная и по-своему интерпретированная книга жизни. Увиденное за границей П. А. Толстой описал в путевом дневнике, который являлся не только отчетом о его поездке в Италию, но и средством приобщения русских людей к европейскому опыту в развитии экономики, политики, социальных отношений и культуры.
Дневник путешествия создавался писателем в ходе самой поездки, о чем свидетельствуют подробность и тщательность описаний. Редакторскую работу над сочинением Толстой выполнил в Москве после возвращения из Европы. «Путевые записки П. А. Толстого, — пишет исследователь, — заложили основы жанра светского путешествия, в котором писатель отказывается от привычной, выработанной веками формы литературных «хождений» с их самоуничижением, религиозно-символическим принципом осмысления мира, средневековой стилистикой». П. А. Толстой описал обычаи и нравы разных народов, памятники религиозной и светской культуры: монастыри и университеты, соборы и музеи, церковные процессии и маскарады…
Реалии европейской жизни, новые для русского человека, требовали новых слов, что вело к расширению словаря путевых записок за счет лексики, заимствованной из других языков.
По мнению академика Д. С. Лихачева, в русской литературе путевые записки Толстого — первый случай после «Жития» протопопа Аввакума, когда в произведении с такой отчетливостью проявилось авторское начало.
С 1702 — 1714 гг. он был первым русским дипломатом в Турции. После возвращения в Россию в 1714 г. Толстой был определен в Посольскую канцелярию, принимал участие в дипломатических переговорах, в качестве советника сопровождал Петра I в поездке по Европе. В 1725 г., из-за заговора о престолонаследнике, П. А. Толстой рассматривался как государственный преступник. И суд приговорил Петра Толстого к ссылке в Соловецкий монастырь. Указ об этом был подписан императрицей Екатериной I 6 мая 1727 г. за несколько часов до смерти.
В казематах Соловецкого монастыря заключенные находились в тяжелых условиях. Им были запрещены переписка с родными, общение друг с другом, посещение церкви. Он скончался 30 января 1729 г. и был погребен в монастырской ограде перед Преображенским собором.
П. А. Толстой оставил после себя не только книги, но и талантливое потомство. «Гены гениальности» основателя рода проявились в творчестве Л. Н. Толстого. Согласно исследованиям историков П. А. Толстой был также предком А. С. Пушкина, М. М. Щербатова, А. К. Толстого, А. Н. Толстого, Ф. И. Тютчева, П. Я. Чаадаева, А. И. Одоевского, В. Ф. Одоевского, Д. В. Веневитинова, К. Н. Леонтьева и других ярких представителей русской творческой интеллигенции. Генеалогия графов Толстых дает богатый материал о необыкновенной одаренности мужской линии этого рода.
Обращаясь к истории своего рода, русские писатели не только ощущали личную причастность к историческим событиям России, но и черпали знания, характеры для своих литературных произведений.
«Умнейшая голова России»: Петр Андреевич Толстой