В. А. Слепцов

В. А. Слепцов в отличие от Помяловского и Решетникова был дворянином, но уже с раннего детства он вел жизнь разночинца. Богатый жизненный опыт дал ему материал для ранних очерков и рассказов: «Владимирка и Клязьма», «Письма об Осташкове», «Питомка». Центральное произведение писателя — повесть «Трудное время» , опубликованная в «Современнике».

Основной конфликт повести строится на идейном столкновении революционера Рязанова и либерального помещика Щетинина. Слепцов считает необходимым разоблачить поверхностный,

напускной гуманизм Щетинина, показать разительное несоответствие его либеральных речей о «народных началах» и реальной помещичьей практики, которая сводится к эксплуатации народа. Устами Рязанова Слепцов утверждает мысль о неизбежности борьбы и после отмены крепостного права: «Везде, где есть сильный и слабый, богатый и бедный, хозяин и работник,- там и война…» Писарев, посвятивший «Трудному времени» специальную статью «Подрастающая гуманность», воспринял Рязанова как одного из блестящих представителей излюбленного критиком «базаровского типа».

Для Писарева повесть Слепцова послужила

поводом для резкого разоблачения либерализма как социально-политического явления.

К. И. Чуковский обратил внимание, что повесть не случайно называется «Трудное время». Действие ее относится к 1863 г. Это время действительно было очень тяжелым для демократического лагеря: стало ясно, что революционная ситуация так и не переросла в революцию. Поэтому грустен, даже подавлен герой повести. И все же он не теряет надежды.

Рязанов вербует новые силы для освободительного движения. Он увозит с собой дьячкова сына, подсказывает жене Щетинина — Марии Николаевне — путь к иной, осмысленной жизни. Показательно, что в данном случае Слепцов отказывается от любовной интриги.

Мария Николаевна выбирает свой путь не потому, что полюбила Рязанова, а потому, что убедилась в правоте его взглядов.

Повесть Слепцова включает в себя целую систему намеков, недомолвок, иносказаний, предназначенных для того, чтобы, с одной стороны, довести до читателя-друга основную мысль произ-веденця, а с другой — уберечь повесть от цензурного запрета. Сюжет повести явно ослаблен. По существу это цикл очерков, дающих возможность широко изобразить русскую пореформенную действительность. В 70-е годы творческая активность Слепцова заметно снижается.

Его роман «Хороший человек», начало которого было опубликовано в 1871 г., закончен не был. М. Горький, который высоко ценил «крупный, оригинальный талант Слепцова», особо отмечал свойственные ему остроту наблюдений, независимость мысли и скептическое отношение к русской действительности. По мнению Горького, некоторыми чертами своего творчества Слепцов был близок к Чехову.




В. А. Слепцов