В. А. Жуковский — первый поэт-романтик в русской литературе
1. Завораживающий голос сердца. 2. Победа чистого сердца над роком. 3. Страшный и тайный мир.
4. Особенности двоемирия. Мечта и действительность сливаются в любви. В. В. Набоков. Творчество В. А. Жуковского приходится на период романтизма, одного из самых загадочных направлений в русской литературе.
Каждый из писателей и поэтов вносит в него свои особенные оттенки и штрихи. Свое влияние на это направление накладывает классицизм. Он уходит с литературной арены, оставляя разочарование в способностях человека рационально воспринимать этот
Так перед читателями открывается внутренний мир человека. Это, как правило, сильная личность, которая не задумываясь, идет против света и подчиняется только своим чувствам и эмоциям. Таковыми и являются герои баллад Жуковского, которые исследователи называют «театром страстей». В балладе «Людмила» героиня решает, что для нее нет места на этом свете, так как не вернулся из дальних Стран ее любимый.
Для нее
Девушка живет в своем внутреннем мире. Она не хочет никого туда впускать. Культ чувствительности, характерный для романтизма, ярко представлен в этом образе. Рано жизнью насладилась, Рано жизнь моя затмилась, Рано прежних лет краса.
Что взирать на небеса? И с ней согласна природа, которая в балладах поэта-романтика является отражением внутреннего мира героини. То есть не только по словам девушки, но и по окружающему пейзажу мы можем догадаться о том, что творится в ее душе. … С гор простерты длинны тени; И лесов дремучих сени, И зорцало зыбких вод…
Но в романтический мир В. А. Жуковского вмешивается не только природа, но и различные фантастические явления. Таким образом в балладе «Людмила» является ездок, который попал на крыльцо девушки. Он очень ее напугал. Но страх проходит тогда, когда девушке кажется, что она узнает голос любимого человека. Однако автор нагнетает обстановку.
Кроме знакомого голоса слышно уханье сов, беспокойное ржание коня, тревожное молчание бора. И после этого автор рассказывает о страшном и тайном доме этого незваного гостя. «Где ж, скажи, твой тесный дом?» «Там, в Литве, краю чужом: Хладен, тих, уединенный, Свежим дерном покровенный; Саван, крест, и шесть досток. Едем, едем, путь далек». И девушка решается на отчаянный поступок!
Она не смиряется с тем, что ей уготовила судьба. Людмила, как истинная романтичная героиня, готова пойти против света для того, чтобы в ее сердце снова поселилась любовь и то пламенное чувство, с которым ей пришлось расстаться. Поэтому девушка отправляется в новый и странный дом своего любимого.
По дороге он не раз ее спрашивает о том, не боится ли она. При этом с каждым отрезком пути атмосфера становится все более странной. Для создания такой картины используется не только образ возлюбленного — мертвеца, но и природные картины. Они же создаются с помощью особых красок, звуки, образов. Таким образом обстановка вокруг путешественников нагнетается, ситуация постепенно накаляется.
Это тоже одна из характеристик романтического произведения. В момент, когда путники, наконец, достигают намеченной цели, автор показывает напряжение, достигшее предела. Вдруг — глухой подземный гром; Страшно доски затрещали; Кости в кости застучали; Пыль взвилася; обруч хлоп; Тихо, тихо вскрылся гроб… Людмила понимает, что ее возлюбленный умер в литовской земле.
Но она, повинуясь только свои чувствам, следует за ним. Смерть девушки преподносится автором ни как трагедия, а как избавление от страдания. Людмила добилась того, чего хотела: творец услышал ее стон и печаль и смог соединить с возлюбленным. Несмотря на то что главная героиня погибла, она смогла победить рок, который приготовил ей совершенно другую участь. Такое отношение к жизни характерно для произведений романтизма.
Жуковский сохраняет в этом произведении все романтические традиции, но он вносит в него и свои особенности. Это мистические и фантастические тональности, создающие мрачную картину. Прах оставя гробовой С поздним месяца восходом, Легким,- светлым хороводом В цепь воздушную свились… Но такие страшные картины не пугают девушку, так как она находится в этот момент рядом с любимым. Поэтому данный образ соответствует представлению самого поэта о человеческой личности, которая всегда готова к состраданию и участию: «…все в жизни к великому средство…».
Подобное отношение к людям окрыляет Людмилу. И она, несмотря на то что погибает, приобретает крылья для того, чтобы подняться «над низменным и прозаически тусклым существованием». Именно такое отношение к жизни позволяет ей противостоять судьбе, которая заставляет ее жить по другим, чуждым ей законам. Таким образом писатель строит для своих героев совершенно новый мир, в котором предлагает им существовать. И он приобретает особенные черты «прекрасного далека».
Такое своеобразное двоемирие и создает Жуковский в балладе «Светлана». Начинается произведение с того, что девушки сели гадать. Но к ним Светлана присоединяться не хочет. Она тоскует по возлюбленному, поэтому не подчиняться тому веселью, которое царит в душах ее подруг.
Так, в произведении создается два разных мира: один — реальный, второй — душевный. Именно второй и выдвигается для девушки на первый план. Поступки романтических героин не предсказуемы.
Таковой и является Светлана. Она старается в реальном мире жить по другим законам, подчиняясь только своим чувствам и эмоциям. И они ведут ее к «магическому» столу, на котором стоят зеркало и свеча. Робость в ней волнует грудь, Страшно ей назад взглянуть, Страх туманит очи…
В произведение снова вторгаются элементы, характерные для творчества поэта, — фантастические вещи. Они происходит с простыми людьми, тем самым вырывая их из обыденности и унося в совершенно другой мир. Страшная атмосфера нагнетается и с помощью знаков препинания. При описании того, что слышит Светлана, автор постоянно использует многоточие.
Кажется, что повествование только начинается, но оно тут же прерывается. Потом продолжается, но снова обрывается. Таким образом создается рваный ритм повествования, еще больше нагнетающий обстановку. Возможно, это и сказывается на самой Светлане, настроения и чувства которой, как романтической героини, изменчивы.
Она с легкость садится позади всадника, который приехал за ней. Девушка готова пойти за любимым на край света. Но когда он пролетает мимо церкви, ей становится жутко. Пуще девица дрожит; Кони мимо; друг молчит, Бледен и унылый. Но Светлана продолжает противостоять той судьбе, которая была ей уготована.
Она и дальше следует за любимым человеком. Чувства не останавливают девушку и тогда, когда она остается одна в пустой хижине с гробом. Но на самом деле то, что Светлана видела в крещенскую ночь, оказалось просто ужасным сном. Однако автор смог создать в этом произведении настолько реальный мир, что мы все поверили в то, что видела девушка в одинокой хижине.
В этом произведении В. А. Жуковский оставляет героиню в живых. Она не платит за свои чувства, которые становятся единственной путеводной звездой в этой жизни. Поэтому автор обрамляет страшное повествование яркой и красочной картиной крещенского вечера и следующего дня.
А сам пишет о том, что не стоит пугаться таких страшных снов. О! не знай сих страшных снов Ты, моя Светлана… Будь, Создатель, ей покров! Ни печали рана, Ни минутной грусти тень К ней да не коснется; В ней душа как ясный день… В последней строчке этого отрывка поэт говорит о том, что он больше всего ценит в жизни человека — это чистая и ясная душа.
Такими и предстают две его героини — Людмила и Светлана. Пусть у них разная судьба, которая непременно сталкивает их со страшным в жизни. Но обе кристально чистые души верны своим возлюбленным.
Они невинны и прекрасны с первых до последних строк произведения. Именно на этом и акцентирует свое внимание автор, показывая тем самым в своих балладах, что душевная щедрость, чистота и невинность способны приносить счастье ее обладателям. Но такое красочное, но в то же время фантастическое повествование Жуковский смог создать благодаря особенностям такого направления как романтизм.
Оно имеет в его творчестве определяющее значение.
В. А. Жуковский — первый поэт-романтик в русской литературе