В чем особенность творческой манеры раннего Лермонтова?
В обостренности действенности не только содержания, но и поэтической формы. Что такое действенность поэтической формы Лермонтова? Д. С. Мережковский писал: «У Пушкина жизнь стремится к поэзии, действие к созерцанию; у Лермонтова поэзия стремится к жизни, созерцание — к действию».
Действенность поэзии Лермонтова заключается в том, что гармония произведения создается не просто на основе идеи повторяемости элементов, а повторяемости варьирующихся противоположностей, соединения в одной синтаксической структуре взаимоисключающих
Антиномии в лаконичной и образной форме могут выразить бездну содержания, и содержание это не статично, оно крайне динамично, благодаря полюсам, между которыми оно помещается и которые его тем не менее ограничивают. Когда произведение пронизано системой парадоксов, оно не может восприниматься умозрительно. Антиномия — один из главных источников в развитии знаний, это всегда задача и, хочет того или не хочет читатель, он исподволь вовлекается в ее разрешение. Удивительно, но уже в свои пятнадцать лет Лермонтов владел одним из самых совершенных инструментов
Лермонтов — это не только вечная загадка, это и вечная задача, приблизиться к решению которой можно только используя по мере возможности принципы его же способа мышления.
Уже в раннем творчестве М. Ю. Лермонтова прослеживаются барочные черты, и в особенности антиномичность, динамика, действенность. Антитеза, которая является композиционным принципом и единицей гармонической организации у М. Ю. Лермонтова, соответствует вездесущей антитезе барокко.
Лермонтов совершенствует свой творческий принцип на протяжении жизни. Характерно его влечение к поэтам, широко использующим антитезы — к Шиллеру; из русских поэтов к А. С. Пушкину, Е. А. Баратынскому. Перевод стихотворения Шиллера «Дитя в люльке», написанного Шиллером в жанре фрагмента, которым в дальнейшем очень увлекался Лермонтов, вводит нас в творческую лабораторию художника.
Стихотворение основано на «дополнительном» способе описания, который объединяет взаимоисключающие антитетичные понятия «ребенок» — «муж», «просторно» — «тесен», «люлька» — «мир». Крестообразное расположение элементов, построение по принципу зеркального отражения способствуют сплоченности антиномичного высказывания, свидетельствующего о том, что Лермонтов стремится дать ответ на вопросы о мире в целом.
Счастлив ребенок!
И в люльке просторно ему: но дай время
Сделаться мужем, и тесен покажется мир.
Дитя в люльке
.
Существительные-антонимы «ребенок» — «муж», отражающие основные фазы бытия человека, с симметрично данными окказиональными антонимами «люлька» — «мир» предельно строго и однозначно отражают диалектику бытия и восприятия его человеком: «просторно» — «тесен».
В этом же плане интересны такие юношеские стихотворения Лермонтова, как «Романс» , «К…» , «Эпитафия Наполеона» , «Гроб Оссиана» . Они также написаны в жанре лирического фрагмента. В них наиболее явственно отразилось стремление Лермонтова ко всеохватывающему, полному описанию явлений. Основной ход этих стихотворений — характеристика центрального образа со стороны взаимоисключающих понятий.
Малые формы диктует художнику чрезвычайно жесткий отбор средств, и здесь в наибольшей степени подходят антонимы как типизированные лексические элементы.
Не говори: я трус, глупец!..
О, если так меня терзало
Сей жизни мрачное начало,
Какой же должен быть конец?
К… 1830
Стихотворение насквозь пронизано антитезами: первый стих полемичен мнению «трус», «глупец». Эта полемика выражается через категоричный императив «не говори», отрицающий устоявшееся, сложившееся мнение.
Соединение рационального и эмоционального начал через антитезу, в которой намечены причинные связи, почти всегда в результате дает строгую внутреннюю аргументацию выводимой антиномии, обеспечивает ее объективность. Может быть, особое, провидческое начало творчества Лермонтова, постоянное предчувствие смерти, одиночество в какой-то степени объясняются немыслимой для других и такой естественной для него возможностью одновременно подойти кявлению с разных взаимоисключающих точек зрения, исследовать его и, таким образом, сделать исчерпывающий вывод. Тем более что употреблял он данный принцип чаще всего для самопознания.
Мы остановились, в основном, на ранних произведениях Лермонтова, потому что именно раннее творчество — показатель того, как складывался художественный метод поэта, стиль его мышления.
В чем особенность творческой манеры раннего Лермонтова?