В каких произведениях русских писателей герой противопоставлен светскому миру и в чем его можно сопоста­вить с Чацким?

В каких произведениях русских писателей герой противопо­ставлен светскому миру и в чем этого героя можно сопоста­вить с Чацким?

Чацкого мы можем сопоставить с Пьером Безуховым из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Этот персонаж также противопоставлен светскому обществу.

Он схож с Чац­ким некоторыми личностными качествами, своим поведением, темпераментом. Также мы видим сходство сюжетной ситуации: мы знакомимся с Пьером в са­лоне Анны Павловны Шерер, и там он остается чужим.

Уже с первых страниц романа мы отмечаем непохожесть

его на окружающих. Внешность графа Безухова, его поведе­ние, манеры — все это «не вписывается» в авторское изобра­жение светской «публики». Пьер — большой, толстый, нелов­кий молодой человек, в котором есть что-то от ребенка.

Эта детскость заметна уже в самом портрете героя. Так, улыбка Пьера отличалась от улыбок других людей, «сливающихся с неулыбкой». «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрю­мое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глупова­тое и как бы просящее прощения».

Пьер неловок и рассеян, он не обладает

светскими манера­ми, «не умеет войти в салон» и еще менее умеет «из него вый­ти». Открытость, эмоциональность, робость и естественность отличают его от безразлично-самоуверенных салонных аристо­кратов. «Ты один живой человек среди всего нашего света», — говорит ему князь Андрей. Мы видим Пьера в салоне Анны Павловны Шерер, и автор замечает, что «робкий, наблюда­тельный и естественный взгляд» отличает его от всех в этой гостиной.

Как и Чацкий, герой Толстого открыто высказыва­ет свои взгляды, не обращая внимания на условности. Как и Чацкий, Пьер Безухов остается чужим в светском обществе, так как не удовлетворяется пошлой, скучной жизнью, пыта­ется найти свое место в мире.

Итак, в образе Пьера Безухова представлен тот же самый литературный тип. Также отметим общность авторской пози­ции — оба героя интересны своим авторам. Однако роман Тол­стого уже выходит за рамки литературной традиции, герой его преодолевает трагедию «лишнего человека», обретая смысл жизни и личное счастье.




В каких произведениях русских писателей герой противопоставлен светскому миру и в чем его можно сопоста­вить с Чацким?